МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Главная мечеть Москвы может рухнуть

Расследование “МК”: кто виноват в том, что культовое здание трещит по швам?

Пока москвичи, религиозные деятели и чиновники спорят о том, нужно ли возводить мечеть в Текстильщиках, вокруг главного культового сооружения столичных мусульман — Соборной мечети — разгорается нешуточный скандал. Автор проекта реконструкции архитектор Игорь Тажиев требует от Совета муфтиев остановить строительство нового молельного зала, которое ведется с нарушением авторских прав и действующих нормативов. “Сумма допущенных ошибок и брака ослабляет несущие конструкции мечети и в будущем может привести к массовой гибели людей!” — предупреждает он. Подробности выяснил “МК”.

Мечеть еще не достроена, но уже представляет опасность для прихожан. Фото: Кирилл Искольдский

Решение о реконструкции Московской соборной мечети (МСМ) было принято в 2004 году, после того как тогдашний мэр города Юрий Лужков увидел молящихся прямо на улице на самодельных подстилках и кусках картона. Предполагалось, что на первом этапе будет сооружен новый молельный зал МСМ общей площадью 16 тыс. кв. м, вмещающий порядка 4,5—5 тыс. верующих. На втором — реконструированы уже существующие помещения и построены офисы для Духовного управления мусульман суммарным объемом более 10 тыс. кв. м. К проектированию нового комплекса приступил признанный в мусульманском мире архитектор Игорь Тажиев. “Он построил мечети в Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде, а также на Поклонной горе в Москве”, — заявил “МК” председатель научно-общественного комитета Совета муфтиев России Фарид Асадуллин.

Проект первой очереди реконструкции МСМ был готов в 2007 году и получил положительное заключение государственной экспертизы в 2009 году. На руках у автора имеется также свидетельство Москомархитектуры, подтверждающее права Тажиева на проект строительства нового здания мечети. “Эти и другие документы свидетельствуют, что Тажиев несет персональную административную и уголовную ответственность за результаты ведущихся на Олимпийском проспекте монтажных работ”, — говорит адвокат Дагир Хасавов, защищающий интересы архитектора.

фото: Геннадий Черкасов

Зачем архитектору адвокат? Г-н Тажиев был вынужден обратиться в адвокатскую контору после того, как внезапно обнаружил, что больше не значится в перечне юридических и физических лиц, непосредственно занимающихся реконструкцией МСМ. “Я узнал, что в проект без моего ведома вносятся изменения (в частности, увеличиваются нагрузки на балки), которые самым пагубным образом могут сказаться на несущей способности колонн молельного зала”, — рассказал Тажиев “МК”. По словам архитектора, он пытался обратиться за разъяснениями в Совет муфтиев и лично к шейху Равилю Гайнутдину, но ответа не получил. В надзорных органах, в свою очередь, утверждают, что проектировщиком МСМ является совершенно другая структура, ничего общего с Тажиевым не имеющая. “Я не знаю, на каком этапе и как произошел подлог, но не хочу отвечать за возможные последствия”, — говорит архитектор. По его данным, обновленный проект не рассчитывался на акустическое воздействие. “Тысячи человек одновременно скажут “Аллах!”, и здание сложится”, — прогнозирует один из вариантов развития событий Тажиев.

Его беспокойство поддерживает и бывший представитель заказчика проекта. Инженер технического надзора за строительством комплекса Соборной мечети Юрий Ярославцев в конце сентября обратился с письмом (копия имеется в распоряжении “МК”) к председателю Мосгорстройнадзора Анатолию Зайкову, в котором потребовал приостановить строительство молельного зала и провести тщательное обследование уже сделанных конструкций. “Пишу данное письмо с целью предотвратить возможную катастрофу. Ведь при расчетном количестве молящихся 4,5 тыс. человек в праздники их количество может возрастать до 15 тыс. Трудно представить себе, что начнется в мире, случись эта беда”, — пишет Ярославцев. В подтверждение своих опасений он приводит выводы специалистов НИИ бетона и железобетона им. Гвоздева, обнаруживших, что “значения величин глубины и ширины раскрытия трещин значительно превышают допустимые по нормам” и что “процесс трещинообразования может спровоцировать аварийную ситуацию”. Ярославцев отмечает, что строительство молельного зала МСМ ведется с нарушением всех возможных строительных правил и регламентов: подрядчиками самопроизвольно заменены утвержденные экспертизой марки бетона и арматуры, не сделана гидроизоляция фундаментной плиты и стен нулевого уровня, не устранены смещения колонн и стен, которые отклонились от расчетных показателей на 10—15 см (притом что допустимая величина отклонений — 15 мм!) “Новый подрядчик, не имея в своем составе квалифицированных рабочих, необходимого оборудования и оснастки, продолжил работы по возведению брака”, — свидетельствует Юрий Ярославцев. Он пишет, что был вынужден уволиться с должности инженера технического надзора по собственному желанию из-за беспредела, творящегося на стройплощадке МСМ.

фото: Геннадий Черкасов

Как рассказал “МК” Игорь Тажиев, в настоящее время генеральным подрядчиком строительства молельного зала мечети является турецкая компания со 100% иностранным капиталом. В редакции имеется обращение технического заказчика к ее директору г-ну Эрдену Айдыну, в котором содержится призыв внимательно изучить нормы российского градостроительного законодательства и навести порядок на стройке. “Стыдоба! Прораб на объекте говорит по-русски очень слабо, переводчиков нет. После нескольких попыток объяснений при обнаружении брака в работе речь непроизвольно скатывается на ненормативную лексику”, — говорится в документе, подписанном руководителем проекта со стороны техзаказчика Клочковой Т.Н. “Даже трудно поверить, что подобное безобразие творится в святом для столичных мусульман месте, под носом у Совета муфтиев!” — вздыхает Тажиев. Архитектор с адвокатом уже подготовили иск в суд, а также обращение к прокурору Москвы, однако не верят, что верховный муфтий Равиль Гайнутдин имеет полную информацию о том, что в действительности происходит на стройплощадке Соборной мечети.

Фарид Асадуллин заявил “МК”, что к словам Игоря Тажиева, безусловно, нужно прислушаться. “Раз уважаемый всеми архитектор поднимает такой вопрос, к нему надо отнестись со всей серьезностью и разобраться, в чем дело”, — говорит он. По мнению г-на Асадуллина, в проблемах Соборной мечети в первую очередь виноват бывший заместитель муфтия по инвестициям Мансур Шакиров: “Из-за него строительство нового молельного зала, несмотря на наличие всей необходимой документации и спонсорских пожертвований, тянется уже более пяти лет”.

Впрочем, сейчас не время для разборок по финансовой части. Сейчас главное — предотвратить массовую гибель людей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах