Звякают по очереди замки в пяти дверцах, осталось позади более сотни ступенек узких лестничных маршей — путь к цели путешествия не самый простой. Зато здесь, на 55-метровой высоте, нас ожидает настоящий механический реликт. Над многометровой бездной башенного пространства перекинута площадка-мостик, на ней… Нет, точнее чем деревянной избушкой это не назовешь. Открывается дверь, и внутри виден “житель” — часовой механизм почти в тонну весом, изготовленный около 100 лет назад. На четыре стороны от него — к застекленным кругам циферблатов — тянутся тонкие стальные валы, вращающие стрелки, которые имеют очень внушительные размеры: минутная вымахала аж под метр семьдесят!
Репортеров “МК” провел на верхотуру вокзальной башни Абдулбари Невмянов — мастер, обслуживающий исполинское “часомерье”. Он заботится об уникальном хронометре уже более 10 лет. Работа не из легких. Старинный механизм приходится постоянно смазывать, регулировать и через день заводить, поднимая воротом 300-килограммовую чугунную гирю в шахте на несколько десятков метров.
Часы Киевского — настоящая загадка. Вокзал у Дорогомиловской заставы строился в переломное для России время — с 1914 по 1918 гг. Поэтому немудрено, что “родословная” установленных на вокзальной башне часов в архивных документах не сохранилась.
— Даже название фирмы, которая изготовила этот механизм, неизвестно, — вынужден огорчить нас Невмянов. — А главное, нет схем, чертежей, руководства по эксплуатации… Секреты этой механики пришлось “вычислять” буквально по интуиции. Порой я на слух определяю, какие в шестеренках возникли проблемы… Часто приходится заниматься регулировкой — ведь на ход этих огромных часов влияет температура: на морозе они начинают спешить, а в жару, наоборот, отстают…
Как рассказал главный часовщик Киевского вокзала, перевод его “подшефных” часов на зимнее и на летнее время требует совершенно разных затрат труда. “Скачок” на час вперед выполнить сложнее: приходится отключать привод механизма и вручную “подкручивать” стрелки на одно деление циферблата. А вот процедура “добавки зимнего часа” не сулит мастеру больших хлопот.
— В два ночи воскресенья я просто отключу часовой механизм, остановив маятник, посижу здесь спокойно и запущу его вновь по прошествии ровно 60 минут. Конечно, в этот период по хронометру на башне Киевского вокзала невозможно будет узнать точное время, но иначе никак нельзя. Механизм старый, его надо максимально беречь, а если “крутить” часы назад, валы, шпонки, зубья шестерен могут не выдержать и в конце концов сломаться.
По словам Абдулбари Каримовича, несколько лет назад появилась идея заменить старую механику башенных часов Киевского на куда более удобную в обслуживании электронную систему. Однако мастер горой стал на защиту уникального хронометра.
— Эти часы могут послужить еще лет 50, ну а об их точности работы и исправности я позабочусь.