— Сначала привлекла биология, конечно. До шестого класса об учебе я особенно не думал, а потом на летних каникулах прочитал книжку “Дети капитана Гранта”. После нее я сильно увлекся биологией, точно знал, кем хочу стать и на какой факультет поступать. Для этого мне, естественно, нужно было хорошо учиться. Как говорят психологи — главное мотивация. И вот с мотивацией у меня все было в полном порядке: я как губка впитывал все новое, интересное, связанное с любимым предметом. Разумеется, и в олимпиадах участвовал, и призовые места брал.
— Ну и как же получилось, что стали учителем? Пусть и биологии...
— Поскольку у нас был только один биофак — в Тульском педуниверситете им. Льва Толстого, так и попал в педагоги. С первого курса занялся научно-исследовательской работой по экологической тематике. Результаты были интересными, и я начал принимать участие в конференциях и форумах. На одном из таких мероприятий попал на секцию по экологическому воспитанию школьников, где понял, что формирование негативного отношения к природе формируется у детей в школе. И тут же решил, что надо воспитывать в подростках экологическую культуру. На время практики отправился работать в свою родную альма-матер. Там и остался. А в процессе работы понял, что бережному отношению к природе можно научить, только воспитав из детей свободных личностей. Так у меня родилась идея своей собственной обучающей программы, которую приняли в 2007 году и стали реализовывать.
— У любого учителя работа отнимает большую часть времени. Но мне известно, что вы еще преподаете в вузе, мало того, являетесь заместителем декана по научной части. Да и без этого у вас масса увлечений. Вам известен секрет, как растянуть сутки?
— Просто я привык жить активно, в другом режиме я себе жизни не представляю. И если не занят работой, то обязательно найду себе дело по душе — обожаю читать книги в стиле фэнтези, занимаюсь резьбой по дереву. А сразу после конкурса завел себе котенка. Мне его подарила коллега, сказав, что сейчас мой год Тигра, и мне нужно завести своего тигра дома для удачи.
— Вы активный пользователь социальных сетей. Это для того, чтобы быть ближе к своим ученикам?
— Социальные сети — это данность времени. Я общаюсь там не только с учениками, но и с друзьями, с коллегами. Интернет и нам, и школьникам сильно облегчает жизнь. Школа соединяет 8 деревень, поэтому очень удобно общаться онлайн, координироваться, иногда даже проверять работы ребят.
— Тина Канделаки на церемонии награждения просила вас зафрендить ее в соцсети...
— Тина сама прислала мне на электронный ящик письмо. Она оказалась совсем не таким человеком, каким ее тиражирует пресса. Она думает и о будущем, и о социальных проблемах, и о том, что будет с профессией учителя. Но что именно она написала, я раскрывать не буду.
— Что, по-вашему, помогло вам победить на конкурсе?
— Не знаю, что конкретно помогло победить, но результаты конкурса, когда обладателями “пеликанов” стали двое — директор престижной столичной школы и учитель из сельской, — говорят о том, что в школе новой формации важна личность учителя. Например, на всех этапах конкурса жюри очень удивляла моя позиция — что школа не должна воспитывать отличников, а должна учить добывать знания. Мир слишком быстро меняется, поэтому надо учить искать информацию и применять ее.
— Как вас встретили с победой в родной школе?
— Все ждали меня во дворе школы. Оба “Хрустальных пеликана” (малый за выход в финал и большой за победу) были искупаны в шампанском. И тогда я понял, что эта победа была нужна не столько для меня, сколько для нашей школы и даже для всей нашей Тульской области. После конкурса я чувствую больше ответственности за свою работу. Целый год на нас с Михаилом будут обращены глаза педагогов со всей страны. Уже сейчас пришло много предложений провести мастер-классы в регионах. И хотя я знаю, что многие победители двигались по карьерной лестнице и уходили из школы, но я пока покидать свое место у классной доски не собираюсь...