Напомним, что на входящие в перечень ЖНВЛП препараты государство, во-первых, регулирует цены. Во-вторых, они обязательно должны быть в каждой аптеке. В-третьих, многие из этих лекарств предоставляют больным бесплатно. А очень скоро именно на основании перечня ЖНВЛП в России будут сформированы стандарты лечения — единые для всей страны и обязательные для исполнения. Поэтому для многих пациентов невключение в этот список действительно жизненно необходимых им лекарств может означать смерть.
Вот с какими криками о помощи обращаются в Лигу пациентов люди. Мать ребенка-инвалида, больного тяжелым поражением суставов — ревматоидным артритом, которое уже привело к отмиранию глазного нерва, рассказывает о том, что ее сыну по жизненным показаниям необходим препарат “Хумира”, лечение которым нельзя ни отменить, ни заменить другими лекарствами. Но в перечень ЖНВЛП он теперь не вошел, а стоит около 100 тысяч рублей. “Этот препарат остановил болезнь моего ребенка (один глаз ослеп полностью, второй удалось спасти только благодаря “Хумире”). Теперь мы обречены?! На полную слепоту?! Нам подписали приговор?!” — пишет мать.
“Я остро нуждаюсь в нилотинибе (лекарстве от рака крови. — Авт.)! В Минздравоцразвития РФ на письменное обращение мне ответили, что препарат должен закупаться за счет областного бюджета. Но почти два года мы пытаемся привлечь к этой проблеме правительство области и областной Минздравсоцразвития. Им наплевать на нас — пациентов, которые нуждаются в препаратах 2-й линии химиотерапии, не включенных в перечень”, — пишет инвалид из Подмосковья.
В итоге различные пациентские сообщества, представители профессионального сообщества и общественности направили на сайт Минздравсоцразвития список из 54 международных непатентованных наименований (МНН — т.е. химических формул) препаратов, которые, по их мнению, должны быть в перечне ЖНВЛП. На днях на совещании комиссии министерства объявили, что из 54 лишь 6 МНН удостоились быть включенными в проект перечня. Кстати, по так и не попавшему в перечень препарату леналидомид (для лечения онкозаболеваний) поступило 43 письма-ходатайства от врачей гематологов, а по розувастатину (для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний) — 54 обращения от врачей разных специальностей.
Хотя министерство бодро рапортует, что по сравнению с ныне действующим новый перечень будет и без того расширен (в него дополнительно включены 37 МНН, хотя 16 МНН при этом исключены). Всего в перечне стало 522 МНН.
Тем временем защитники пациентов считают новый перечень не только безнравственным, но и незаконным — потому как формировался он на основании приказа, принятого во исполнение уже недействующего закона о лекарствах (с 1 сентября вступил в силу новый закон). В старом законе, которому должно соответствовать лекарство для включения в список (среди которых целесообразность, результаты фармакоэкономических исследований по принципу “затраты — эффективность”), — 10 критериев, а в новом — всего 3, применяя которые нет никаких законных оснований отказывать тем 48 препаратам во включении в перечень.
— Министерство манипулирует критериями отбора препаратов в перечень ЖНВЛП, поэтому в процесс должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба. Налицо незаконное ограничение конкуренции и ограничение доступа лекарств на рынок государственных закупок, но главное, Минздравсоцразвития нарушает права пациентов на необходимую медицинскую помощь и даже на жизнь. Нам постоянно жалуются люди по поводу отказов в закупке лекарств регионами РФ, поскольку их нет в перечне ЖНВЛП! — говорит глава Лиги пациентов Александр Саверский.
Пациенты уже обратились в ФАС. Теперь осталось только ждать реакции.