Переговоры Совета муфтиев с городскими властями о строительстве мечети в Юго-Восточном округе начались еще несколько лет назад. В этой части Москвы расположены Московский исламский университет и школа с татарским этнокультурным компонентом, а вот своей мечети нет.
“Причем нет ее и в соседних Восточном и Южном округах”, — говорит и.о. главного архитектора Москвы Александр Кузьмин. По его словам, цели дискриминировать жителей Текстильщиков у Москомархитектуры при подборе участка не было. Выбор осуществлялся исключительно по географическому принципу. Кузьмин утверждает, что мест компактного проживания мусульман в Москве нет: население, исповедующее ислам, более-менее равномерно распределено по всем округам. Однако данные риелторов позволяют в этом усомниться.
Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, в столице на постоянной основе проживают 166 тыс. татар, 95 тыс. азербайджанцев, 24 тыс. узбеков, 7 тыс. казахов, 5 тыс. башкир, 35 тыс. таджиков, 14 тыс. чеченцев и т.д. Но очевидно, что это капля в море, и реальное количество мусульман около 2—2,5 млн., многие из которых — приезжие. Риелторы утверждают, что самое дешевое жилье они могут снять в Восточном, Юго-Восточном и Южном округах, где стоимость аренды однокомнатной квартиры стартует с 22 тыс. руб., двухкомнатной — с 29 тыс. и трехкомнатной — с 36 тыс. руб. (Для сравнения: в ЦАО цены на самое плохонькое малогабаритное жилье начинаются с 32—35 тыс.) Поэтому не будет большой натяжкой предположить, что львиная доля мусульман на протяжении уже многих лет оседает преимущественно на столичном юге и востоке и именно там хотела бы отправлять свои религиозные потребности.
Переговоры руководства Совета муфтиев РФ с городскими властями увенчались успехом в 2009 году, когда префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов согласился выделить под мечеть участок рядом с новым микрорайоном на Волжском бульваре и обещал взять строительство культового сооружения под свой личный контроль. В беседе с корреспондентом “МК” г-н Зотов сообщил, что, по его данным, на территории ЮВАО проживают 155 тыс. мусульман и нет ничего плохого в том, если они получат цивилизованное место для совершения намаза.
“У нас уже есть много православных храмов. Сейчас вот дополнительно подобрали еще 25 участков для размещения церквей, а мечеть будет всего одна. Что ж в этом плохого? Где здесь нарушение прав коренного населения?” — недоумевает чиновник. Вместе с тем он согласен, что мечеть нельзя строить без публичных слушаний. “Хотя совершенно очевидно, что этот объект их не пройдет”, — прогнозирует Зотов.
Похожую позицию занимает и и.о. заместителя мэра Сергей Байдаков, курирующий вопросы религии. “Не вижу ничего сверхъестественного в строительстве в Москве новой мечети. Но этот вопрос должен решаться с учетом градостроительного обоснования выбора места ее размещения и информирования жителей”, — заявил он “МК”. Заметим, что результаты публичных слушаний обычно имеют лишь символическое значение для властей и редко влияют на окончательное решение чиновников.
Как сообщили “МК” в горадминистрации, в настоящее время участок на Волжском бульваре, выделенный под размещение мечети, поставлен на кадастровый учет, однако впереди у Совета муфтиев еще долгий путь. Дело в том, что сама мечеть пока существует лишь в виде презентационного макета, который должен трансформироваться в проект и пройти все стадии согласований. Предполагается, что здание, выдержанное в традициях исламской культовой архитектуры, будет вмещать примерно 3 тыс. человек. Как и в случае с православными храмами, бюджет города строительство мечети финансировать не будет. В мусульманской общине Москвы много состоятельных людей, способных взять на себя основные расходы.
В любом случае последнее слово в конфликте между жителями Текстильщиков и мусульманским духовенством скажет уже новый мэр столицы.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине:
— Что касается строительства мечетей, то тут всегда будет какое-то сопротивление местных жителей. Когда я был депутатом Моссовета, было сильное сопротивление открытию Исторической мечети на Татарской улице, как раз в том районе, где я живу и от которого я был избран. Местные жители боялись, что мусульмане будут под окнами баранов резать, собираться толпами и все такое. Но тогда Моссовет пошел навстречу пожеланиям верующих мусульман. Мечеть была открыта.
Рядом открылся также построенный еще до 1917 года Исламский культурный центр. И, слава богу, я не слышу каких-то настроений, хотя живу буквально через улицу. Так что, думаю, и в новом месте все будет нормально. У нас есть опыт мирного уживания с исламскими народами Башкирии и Татарстана. Думаю, что он будет перенесен и сюда.
Считаю, что поддержать строительство мечети необходимо. Иначе молодежь из Азии, которая в Москве проживает, не будет иметь соответствующего настроения, воспитания и, будучи лишена нравственного влияния, будет вести себя конфликтно. Необходимо, однако, чтобы при сохранении религиозной идентичности происходил процесс гражданской и культурной интеграции мусульман при взаимном уважении по отношению к коренному населению столицы.
Абдул-Вахед НИЯЗОВ, президент Исламского культурного центра России — общественного крыла Совета муфтиев России:
— Конечно же, нынешнее количество мечетей не соответствует количеству мусульман-москвичей. На такое же количество мусульман в Татарстане — 1300 мечетей.
Мечетей не хватает — это очевидно. И с каждым праздником это становится все более очевидным. В этом году на праздничную молитву по случаю праздника Ураза-байрам в Соборной мечети собралось около 60 тысяч молящихся. А в прошлом году, когда был выходной день, по разным данным — до 80 тысяч. Мусульманам приходится молиться под открытым небом и в дождь, и в снег на улице.
Между Советом муфтиев России и руководством Москвы была достигнута договоренность о том, что мечети должны быть построены в каждом округе и в крупных московских анклавах за чертой МКАД. Например, в Бутове, Митине, Ново-Косине и Зеленограде. Конечно, эти мечети должны отстраиваться со всей инфраструктурой — образовательной, социальной, досуговой. Очевидно, что граждане страны должны в человеческих условиях соблюдать свои обряды.
А то, что у местных жителей вызывает страх появление мечетей, это нормально. То, что они выходят с акциями протеста, — тоже вполне нормальная ситуация. Это говорит о том, что у нас формируется живое гражданское общество. И это вполне объяснимо, поскольку долгое время активно муссировались различного рода антиисламские стереотипы и в обществе, и в СМИ.
В свою очередь мусульманские организации должны активнее помогать адаптироваться приезжим мусульманам, чтобы они как можно скорее вливались в разноязыкую и многорелигиозную семью москвичей. Осознавая при этом, что Москва — это столица Российского государства, с огромной ролью русской культуры, языка и истории, с большим влиянием православной составляющей.
Беседовал Сергей Бычков