Дикий виноград — зрелище привычное на подмосковных дачах и московских балконах, но вот съедобный — экзотика. Попробовать, посмотреть, расспросить про диковинку я отправилась на дачу во Внуково к секретарю Московского общества испытателей природы (МОИП). Александру Валентиновичу Кулиничу. Общество было основано Александром I в 1805 году, в противовес Петербургской академии наук при Московском университете. Его члены в мире котируются на втором месте после Британского королевского аналогичного союза. В рядах МОИП было много знаменитых ученых, сегодня общество возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, так что секретарь уж точно человек в науке сведущий.
Под дождем хозяин приставляет стремянку к стене и лезет за виноградом. Ягоды некрупные, но очень ароматные, напоминают “Изабеллу”. Переходим на другую сторону дома, здесь ягоды уже покрупнее и послаще. Кисти в корзинку, листья в сторону. Они тоже пригодятся. Самое потрясающее — ягоды ничем не отличаются от южных!
Прямо научная сенсация. Что же лежит в ее основе?
— Для вызревания винограда даже не высокий градус, а именно солнечный свет один из наиболее важных показателей, а в этом году его было предостаточно, — объяснил Кулинич успех этого года. — Обычно подмосковный виноград на вкус кисловат. В вина урожая 2010 года можно даже не класть сахар! Несмотря на адаптированные сорта, это все же южное растение — короткого дня. У нас виноград этим летом получал по 12—14 часов сплошного солнечного света. Но полностью он созрел только сейчас, осенью, когда, например, в Крыму он уже отошел.
Но виновата не только рекордная по всем параметрам погода-2010. Удачные попытки вырастить виноград в наших климатических условиях были давно, еще в садах Алексея Михайловича, но потом опыт забылся. Новый всплеск садоводческого интереса возник в советские годы на пресловутых 6 сотках. Именно садоводам-энтузиастам обязан выживаемостью подмосковный виноград. Ни один НИИ бы с задачей не справился: людей, денег, интереса нет, а вот любители — смогли! На свой страх и риск сотни народных селекционеров испытывали сорта на прочность, чтобы отобрать самые морозоустойчивые. Менялись черенками, прививали, обрезали, в итоге в наших краях уже может расти около 140 сортов винограда: “Агат донской”, “Русвен”, “Алешенькин”, “Муромец”, “Юбилейный Новгорода”, “Мичуринский”, “Кристалл”, “Амурский Потапенко” — они выдерживают 35-градусные морозы и очень урожайны. Причем многие сорта, прижившиеся у нас, запросто зимуют в открытом грунте, другие же требуют укрытия, но уход за ними не сложней, чем за розами. Есть европейские сорта винограда, американские и дальневосточные.
— Желательно, чтобы виноград рос на горке, тогда земля лучше прогревается, — делится секретами Александр. — Один градус наклона равняется одному проценту сахара. А вот сорта, которые надо укрывать на зиму, лучше посадить в ямку. Чтобы гроздья были большими и плотными, лозу надо подрезать, формировать, подкармливать — есть свои секреты. Из плюсов — у нас нет южных виноградных болезней и вредителей, от которых может погибнуть весь урожай в регионе.
В прозрачной стеклянной миске Александр Валентинович ловко орудует толкушкой, ягоды мнет вместе с веточками-“гребнями”. Можно, конечно, давить виноград и как положено, босыми ногами, но мы все-таки не во французской провинции, хотя если климат действительно так резко изменится, картинка того, как герой Челентано давил виноградный сок ногами под итальянский поп, — вполне может появиться в каждой подмосковной деревне. Правда, для давления ягод сейчас существуют всякие современные прессы, шейкеры, и тогда сока получается больше, но по старинке, говорят, вино получается неповторимым!
— Винный материал тоже бывает разный: когда сок выжимают только из ягод, когда при брожении используют и жмых либо только осветленный сок, а самый древний — с гребнями. Он практикуется на Кавказе, именно так делаются кахетинские вина. Напиток терпкий, на любителя.
Вначале сок мутный, потом потихоньку на дно опускается осадок — и напиток в бокале светлеет. Вкусно очень-очень, ничего общего с тем, что мы привыкли покупать в магазинах. Жаль, что пришлось довольствоваться лишь соком — “Внуковский портвейн” накануне прикончили многочисленные друзья хозяина дома. Нам достался лишь
РЕЦЕПТ СУХОГО “ПОДМОСКОВНОГО”:
Собранные ягоды мыть не надо, поскольку на кожице содержатся нужные для брожения бактерии. Выдавить сок (способы смотри выше). Бутыль наполнить соком на 2/3 объема и закупорить полипропиленовой крышкой с предварительно проделанным отверстием в ней. В это отверстие вставляется пластмассовая трубка для отвода углекислого газа, образующегося при брожении. Один конец трубки просуньте в отверстие крышки и залепите пластилином или воском, а другой окуните в кружку с водой. Поставьте в теплое темное место. Через два-три месяца, таким образом, можно получить сухое вино. Если же в сок добавить сахар, примерно 250 граммов на литр, то крепленое. Количество сахара зависит от сладости винограда и от желаемой крепости.
Пить вино полезно больным анемией и людям с нестабильным кровяным давлением, кроме того, вино улучшает аппетит.
…Раньше на любителей северного сада с изюминкой смотрели с непониманием. Теперь же их труды заметили — уже два года в Московском обществе испытателей природы существует секция виноградарства, насчитывающая сотни членов по всей стране. Своими достижениями они похвастаются в конце сентября на очередной конференции в институте садоводства. По итогам предыдущей был даже создан альбом о северном виноградарстве, результаты впечатляют — ягоды достигают размера пятирублевой монеты.
Пока в промышленных масштабах виноград в Московской области никто не растит. Но вот в нескольких километрах от нее, в Смоленской, под Вязьмой, живет энтузиаст, кандидат технических наук Юрий Михайлович Чугуев, у него действительно самый настоящий виноградник, какие можно видеть в Италии или Франции. На плантации в несколько гектаров вызревают чудесные гроздья, собирать и перерабатывать их ему помогает вся семья — виноградарство дело заразное. Как мы выяснили, не очень хлопотное и недорогое — так, годовалая лоза “Коринки русской”, привычной к нашим условиям и рекомендованной для начинающих на садоводческом рынке, возле Быкова продается всего за 350 рэ, а с ней еще десять сортов на выбор. “Виноградную косточку в теплую землю зарою”, немного приятных забот — и хочешь свое, “не паленое” “Мерло” или “Божоле”.
— Я думаю, что с таким летом и работой селекционеров у нас в Подмосковье будут сорта, не уступающие по сахаристости и вкусовым качествам французским, — надеется Кулинич.