Слушания начались с презентации руководителя Росавтодора Анатолия Чабунина. Он представил уже известные варианты прокладки трассы, а также статистические данные по Ленинградскому шоссе: к 2015 году грузоперевозки по существующей удвоятся, а в случае нового проектирования дороги в обход леса за шесть лет ожидания количество вредных выбросов в районе Химок увеличится в разы. Он также напомнил, что на оптимизацию экологического ущерба, который влечет за собой прокладка дороги через лес, будет потрачено 3 млрд. рублей. В эту сумму входят в том числе ликвидация свалок и компенсационные посадки, плюс дополнительно предполагается засадить 500 га в районе Молжаниново и 170 га в районе Лосиного Острова. “Я думаю, это решило бы болезненную для экологов проблему создания лесозащитного пояса вокруг Москвы”, — уточнил господин Чабунин.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин уточнил, что трасса через лес строилась в полном соответствии с российским законодательством, выступающие указывали, что есть решение Верховного суда по этому вопросу, которое никто не отменял: то есть проект легитимен и обсуждается только из-за прямого указания президента.
На слушаниях доложили о соцопросах, проведенных ВЦИОМ и Левада-центром. Интересно, что, по данным первого агентства, лишь 27% опрошенных жителей Москвы и области выступают за изменение маршрута трассы, тогда как, по данным Левада-центра, против прокладки дороги по лесу выступают 73% химчан. Лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова, сторонники которой перед слушаниями распространяли в зале листовку с данными Левада-центра, отметила, что такое большое количество протестующих, объясняется тем, что трасса по существующему проекту вовсе не решает транспортных проблем: дорога упирается в МКАД, где на съездах будут пробки в ту и в другую сторону.
Председатель организации “Российская экологическая независимая экспертиза” Александр Белозеров уверен, что с лесом после прокладки трассы ничего не случится: “Зайдите в любой лес, по которому проходит дорога, он нормально функционирует”. Он также отметил, что все варианты трассы прошли международную экологическую экспертизу, и с существенными оговорками, но был выбран вариант дороги через Химкинский лес.
Сторонники прокладки дороги через лес считают этот вариант единственным спасением ситуации. “Я был в Химках, — заявил, например, председатель “Общественного института экологической экспертизы” Владимир Исправников, — это серые от пыли детские сады, разбитые дороги и подорванная нервная система мэра Стрельченко. Дорогу для химчан нужно было строить вчера”.
После завершения слушаний в зале повисло легкое недоумение. На выкрик из зала: “Какой итог-то?” — члены Общественной палаты почти огрызнулись: “Да никакой!” Несмотря на серьезные ожидания и надежды СМИ и участников, общественники и не собирались принимать окончательное решение. По их словам, слушания нужны были для обобщения данных и составления объективной картины происходящего, протокол с мнениями будет доступен на сайте палаты. Предполагается, что там его увидит и президент Дмитрий Медведев: специального рекомендательного письма, как заявлялось ранее, из Общественной палаты ему не пришлют.
P.S. В течение пяти дней, с 11 по 15 сентября 2010 г., Ассоциация международных автомобильных перевозчиков организовала сбор подписей у водителей и пассажиров, путешествующих по Ленинградскому шоссе, в поддержку скорейшего строительства скоростной дороги Москва—Санкт-Петербург. Подписи собирались в местах массового скопления автотранспорта и пассажиров на Ленинградском шоссе, в часы пик, утром и вечером. Организаторам удалось собрать более 30 тысяч подписей, из которых после проверки и выбраковки было оставлено 28 430 подписей. АсМАП готов предоставить подписи на слушания в Общественную палату РФ. По словам сборщиков, люди подписывались охотно и активно. Подписи собирали активисты ассоциации, в акции было задействовано более 40 человек. Менеджеры исполнительной дирекции ассоциации готовы пообщаться с журналистами.
Олег МАКАРЫЧЕВ
РЕШЕНИЕ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СПОРНО
“Слушания показали какую-то неконструктивную позицию наших оппонентов, — сказала “МК” Евгения Чирикова. — Кажется, они даже не попытались проработать и представить другие варианты прохождения дороги, более того, продолжают работы в районе аэропорта “Шереметьево”: прокладывают там подушку из песка, чтобы дальше через лес вести трассу”. Гибким решением проблемы, по мнению госпожи Чириковой, могут стать эстакадные и тоннельные участки дороги, не предполагающие снос жилья и экологический ущерб.
Михаил Блинкин, транспортный эксперт: “Все говорят о том, что в случае изменения проекта пострадает инвестиционная привлекательность страны и нам придется тратить на строительство собственные средства. Кому интересно, рассказываю: 45% строительства будет оплачено из госсредств, еще 50% привлекут через государственные банки”.
Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты: “Единственный проработанный вариант, о котором можно было говорить, — проект трассы через Химкинский лес, сколько будет стоить и в какие сроки осуществится, например, расширение Ленинградки, до сих пор не известно. Остается непроработанным вопрос о сносе торговых центров вдоль шоссе. Таким образом, для объективного сравнения возможных проектов в любом случае необходимо будет провести дополнительную работу”.
Елена Лукьянова, член Общественной палаты: “Решение о строительстве трассы спорно, мы отправили запрос в Генпрокуратуру о том, чтобы они подтвердили, что Химкинский лес подпадает под действие Лесного кодекса. Если это так, вызывает недоумение решение Верховного суда о прохождении трассы по этому участку: по закону это можно сделать, только если нет других вариантов, а они были. Таким образом, решение о прокладке трассы может быть признано незаконным”.
Алина ФАДЕЕВА