На древнейший трубопровод археологи натолкнулись неподалеку от дворца в селе Бородине случайно в ходе раскопок, приуроченных к 200-летию битвы. Около ста лет канализация пролежала под парком, разбитым за зданием. Несколько тропинок, никаких построек — непосвященному человеку и в голову не придет здесь копать. Но для археолога каждый клочок земли таит в себе тайны. О том, что привело исследователей в такую глушь, рассказал старший научный сотрудник Института археологии РАН, начальник экспедиции Борис Янишевский:
— В прошлом году администрации Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника удалось получить из бюджета деньги на то, чтобы организовать масштабные раскопки к юбилею. Исследованию подверглись 4500 кв. метров. Обычно археологи копают, как говорится, “метрами”, а здесь появилась возможность рыть “тысячами”. Под исследование попал и дворец. У нас были бумаги, в которых указанно, что в здании когда-то стояли писсуары и умывальники (правда, найти удалось всего лишь один умывальник). Мы предполагали, что обнаружим рядом со зданием что-то вроде ямы, в которую, по нашим догадкам, и должны были сливаться отходы. Но нас ожидал сюрприз — качественная канализационная система.
На глубине одного метра лопаты копателей встретили керамические трубы. Канализация вела от дворца к реке Колочь. Судя по документам, систему проложили в 1902 году по приказу министерства уделов во время подготовки к визиту императора. В то время канализации существовали лишь в Санкт-Петербурге и в Москве. Остальные города не баловали жителей комфортом. Одна из локальных систем возле здания Московского университета была сделана на заказ немецкими мастерами. Бородинская система схожа с ней — тот же коричневый цвет, та же резьба. Однако удалось выяснить, что трубы были отлиты в Павловском Посаде. Археологи предполагают, что русские работали по немецкой лицензии, но пока это не доказано. На вопрос, почему такую крупную находку не удалось отыскать раньше, Борис Евгеньевич ответил просто: “Не было денег”.
Достать раритет из-под земли, так же как и другие находки, археологам помогли аборигены.
— Наши помощники — это отдельная тема для разговора. Если раньше в раскопках участвовали студенты, то сейчас мы обратились к местным жителям. И, нужно заметить, не пожалели. За лопаты взялись взрослые люди — настоящие русские мужики. Для них это пусть и не постоянный, зато неплохой заработок, а для нас — существенная подмога. К работе относятся ответственно, а к археологам — уважительно. Не обходилось и без инцидентов, но серьезных проблем это не создавало.
Предположительно, на берегу реки существовало что-то вроде слива, но сооружение не сохранилось до наших времен. Найденные трубы почистили и передали в Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, чтобы они заняли законное место среди экспонатов.