Напомним читателям, что «Вояджер-1», как и другой зонд NASA «Вояджер-2», был отправлен изучать Солнечную систему еще в 1977 году. И так получилось, что, выполнив свою основную работу — первые исследования внешних планет (Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна), «Вояджер-1» спустя 36 лет вылетел за пределы своей «рабочей зоны». Никто не ожидал, что плутоновые батареи окажутся такими долгожителями. «Вояджер» уже преподнес астрономам некоторые неожиданные открытия.
— Он оказался на границе магнитного поля Солнечной системы (СС) с магнитным полем Галактики еще год назад, — поясняет Дмитрий Вибе. — Предполагалось, что покинет он ее гораздо раньше, месяца за три, но все вышло по-другому. Зона оказалась гораздо шире. Только спустя год датчики «Вояджера» зафиксировали плазму внесолнечного происхождения. А это значит, что только теперь он действительно соприкоснулся с межзвездной средой.
— Когда мы поймем, что он окончательно покинул нас, то есть СС?
— Тогда, когда он перестанет «ощущать» присутствие солнечного ветра. А он до сих пор еще фиксируется магнитометрами и датчиками космических лучей.
— Он передает какие-нибудь снимки?
— Камеры «Вояджера» уже не работают. Скорей всего их отключили, чтобы экономить энергию.
— Какую же новую информацию получили ученые от зонда-«перебежчика»?
— В мае прошлого года, когда он вошел в переходную область магнитных полей, на Землю стали приходить данные о резких колебаниях в интенсивности потока космических лучей. Это было неожиданным. Это может пролить свет на истинную природу этих лучей, которые влияют на нашу с вами жизнь. В частности, от их интенсивности зависит безопасность будущих пилотируемых полетов в космос. Еще одной загадкой оказалась, как я уже говорил, чересчур широкая граница между СС и Галактикой. Ощущение было такое, будто она двигается, как бы «убегая» от зонда.
— А такое теоретически возможно?
— В принципе граница может двигаться. В любом случае то, что получили ученые от «Вояджера», — это первые факты о подвижности границы Солнечной системы. Понимаете, с прошлого года зонд оказался в той области пространства, в которой человечество еще никогда не проводило непосредственных исследований. Мы не знаем, что ждет аппарат дальше.
— Но предположить-то можно? Что он может встретить на расстоянии в 18,4 миллиарда километров от Земли?
— Теоретически можно предположить, что «Вояджер» столкнется с какой-нибудь кометой из кометного облака Оорта, окутывающего нашу Солнечную систему. Но мы этого не узнаем. Сможем только предположить, когда вдруг прервется с ним связь. Но вероятность этого крайне маленькая.
— Сколько часов идет сигнал от зонда до Земли?
— 17 часов.
— А в каком направлении он движется? Есть вероятность, что зонд достигнет центра Галактики?
— Он летит внутрь Млечного пути, но не в самый его центр, а немного выше, по направлению к межгалактическому пространству. Как передают американские ученые, «Вояджер» движется к созвездию Геркулеса.
— Как долго ему еще осталось лететь?
— Запаса батареи может хватить максимум до 2025 года. То есть зонду осталось всего 12 лет активной работы. За все это время зонд не приблизится ни к какому другому космическому объекту. А когда отключатся датчики (двигатели «Вояджера» уже не работают), тогда, примерно через 40 тысяч лет, он пролетит в инерционном режиме мимо одной из звезд нашей Галактики.
— Сможет ли он пересечь границу Млечного пути?
— Нет, не сможет. Для этого у него слишком маленькая скорость. Галактическое гравитационное поле не даст ему не только пересечь, но даже приблизиться к границе с межгалактическим пространством.