Ученой троице Нобелевская премия по химии присуждена “за развитие многоуровневых моделей сложных химических систем».
Уроженец Вены Мартин Карплюс имеет американское и австрийское гражданство, он работает в Калифорнийском технологическом институте и профессором Страсбургского университета (Франция). У родившегося в Южной Африке Майкла Левитта из медицинской школы Стэнфордского университета наряду с американским имеется и британское гражданство. Двойное гражданство – американское и израильское – имеет профессор Университета Южной Калифорнии Ариэ Уоршел.
Эксперты, специализирующиеся на гаданиях по поводу будущих «нобелевцев» называли в качестве одного из фаворитов в 2013 году химика из Калифорнии Брюса Эймса.
Также звучали имена исследователей из США Пола Аливисатоса, Чада Миркина и Надриана Зимана за создание нанобиотехнологических методов, позволяющих собирать разные конструкции из молекул ДНК.
В числе возможных лауреатов называли американских химиков Барри Шарплесса и М. Финна, а также работающего в Соединенных Штатах в Институте Скриппса выходца из России Валерия Фокина – за работы в области "клик-химии", позволяющей очень быстро синтезировать новые вещества практически без образования побочных продуктов. Любопытно, что Барри Шарплесс уже получил в 2001 г. «Нобеля» по химии. А выпускника Нижегородского государственного университета им. Лобачевского профессора Фокина пару лет назад агентство Томсон-Рейтерс назвало одним из десяти самых влиятельных химиков мира за последнее десятилетие. Как сообщает русскоязычная Википедия, в 2002 году группа датского химика Мортена Мельдаля и группы Барри Шарплесса и Валерия Фокина, независимо друг от друга открыли реакцию азид-алкинового циклоприсоединения. Несмотря на то, что датские учёные открыли реакцию первыми, они не усмотрели в ней значимого потенциала, проведя её на пептидах в органических растворителях. Группы же Шарплесса и Фокина описали реакцию как позволяющую достичь «беспрецедентного уровня селективности, надежности и применимости в тех случаях, когда необходимо создать ковалентные связи между разнообразными строительными блоками». Фокин был первым, кто открыл реакцию азид-алкинового циклоприсоединения в воде в присутствии аскорбиновой кислоты (витамина Ц) или её соли.
Всего с 1901 по 2012 гг. Нобелевская премия по химии присваивалась 104 лауреатам. И до сего времени лишь один ученый – Фредерик Сангер – получил эту награду дважды (в 1958 и 1980 гг.). Средний возраст награжденных в этой номинации составляет 57 лет.
Комментарий старшего научного сотрудника кафедры химической энзимологии химфака МГУ им. Ломоносова Игоря УПОРОВА:
— Премия получена за развитие компьютерных методов изучения химических реакций в биологических молекулах. По сути, это работа немного перекликается с той, за которую дали Нобелевскую премию-2013 по медицине. Однако если в том случае изучался процесс переноса белков в клетках, то здесь изучаются сами белки, процессы, которые происходят внутри них с атомами. Это дает возможность для понимания эволюции белка в той или иной химической реакции, а значит, позволяет создавать вещества с заданными свойствами. Не так давно было создано два лекарственных препарата на основе предсказанных свойств белков. Что касается самих лауреатов, я был немного удивлен, что в списке награжденных не оказалось Эндрю Маккэммона. Ведь свою первую работу о динамике белков Мартин Карплюс написал именно в соавторстве с Маккэммоном. Примерно в то же время появились работы Майкла Левитта, но я бы не сказал, что он как-то выделялся из общей группы. Он лишь дополнял работу по созданию механизма «ин силико» драг-дизайна, то есть моделирования белковых структур на компьютере. Ариэ Уоршел был удостоен награды за квантово-химическое описание процессов, происходящих в белках.