Выдающийся врач Николай Пирогов, можно сказать, причислен к лику святых. Мало того что он творил чудеса хирургии при жизни, после смерти его забальзамированное тело “пережило” революцию, войну и перестройку… И сохранилось лучше, чем останки вождя мирового пролетариата. Причем в обычной сельской церквушке на окраине украинской Винницы.
Ученые до сих пор не могут до конца разгадать рецепт, по которому его мумифицировали. Местные жители уверены — тут не обошлось без чуда.
У небольшой церквушки Миколы Чудотворца на окраине украинского городка Винница царит тишина необычайная. Прихожане храма заходят поставить свечку за упокой души того, чье тело так и не было похоронено. Правда, на то было указание Священного синода аж в 1881 году… И то, что тело Николая Пирогова больше ста лет остается нетленным, жители района Вишня считают отчасти и своей заслугой.
— Молитвами нашими держится! — сообщила мне шепотом бабушка у ворот храма.
В усыпальнице говорить вообще не принято — это, даже по мнению ученых, негативно влияет на мумию. И службы в храме ведутся на пониженных тонах.
— Когда Пирогов делал операции, родственники вставали перед его кабинетом на колени, — говорит Марина Юкальчук, научный сотрудник Национального музея-усадьбы Пирогова. — А однажды во время Крымской войны на фронте солдаты притащили к госпиталю товарища, которому голову оторвало: “Врач Пирогов пришьет!” — не сомневались они.
Если пациенты Пирогова верили, что его рукой управляло божественное провидение при жизни, не сомневаются люди в его способности творить чудеса и после смерти. Многие относятся к мумии как к святым мощам и приходят просить здравия себе и близким.
ФОТО
— Не раз мы находили в усыпальнице коленопреклоненных прихожан, — говорят сотрудники храма. — И, по легендам, тело продолжает врачевать. Съезжаются к нему и раковые больные — известно, что Пирогова подкосила опухоль верхней челюсти. Но в основном Пирогов “работает” в качестве профилактория: у него просят просто о здравии. С точки зрения церковной это не очень приветствуется, с другой стороны, молятся на территории храма, а значит, Бог услышит их просьбы.
В склеп ведет неприметная дверь — будто спуск в подвал, всего несколько ступенек. Перед усыпальницей табличка “Выключить мобильные телефоны” во избежание громких звуков.
Нашим глазам открывается стеклянный саркофаг, крышка гроба лежит отдельно. За железной оградой наподобие могильной гробница утопает в венках из искусственных цветов. На тыльной стене склепа прибито распятие. Пирогов лежит спокойно. Будто только что заснул. Желтоватый оттенок кожи хорошо виден в бледных лучах двух специальных прожекторов — яркий свет мумиям противопоказан. В склепе чуть прохладней, чем на улице, но не сыро.
— Зимой температура не должна опускаться ниже нуля, летом быть не больше 20 градусов, — объясняет Марина Юкальчук. — Поскольку специально помещение не оснащено кондиционерами, а топить здесь нельзя, в холода порой приходится утеплять гробницу своими силами — затыкать щели в дверях.
На очередную экскурсию ко входу в склеп подходит целая толпа школьников — дети шумят и нисколько не боятся нарушить покой мумии: “Конечно, мы рассказываем друг другу страшилки, что Пирогов когда-нибудь проснется. Но, если честно, он совсем не страшный и сразу видно — был добрый человек”, — улыбаются третьеклассники.
Национальный музей-усадьба Пирогова находится неподалеку от церкви. Николай Иванович Пирогов приобрел это имение за 20 лет до своей смерти, будучи прославленным врачом, и поначалу считал этот поступок нелепым: “В каждой глупости есть доля прелести”. Знал ли он, что когда-нибудь в Винницу повалят толпы туристов, чтобы соприкоснуться с бытом великого ученого.
— Николай Пирогов понимал, что изучение хирургии невозможно без исследования трупных материалов, поэтому тема бальзамирования его очень интересовала, — говорит Марина Юкальчук. — Он первый в мире, кто стал хранить органы ледяным способом — обкладывал трупы льдом, а потом с помощью инструментов разбивал их, удаляя все лишнее, вычленяя только те органы, которые были нужны ему. И писал на их основе свои обучающие труды.
На витрине в музее до сих пор хранится несколько экземпляров, добытых таким образом Пироговым, сейчас они законсервированы в формалине и выглядят совсем неаппетитно даже для студента медвуза, зато несут историческую ценность.
— В Интернете гуляет ошибочная информация, будто Пирогов сам себя завещал набальзамировать. Это не так, — говорит сотрудник музея-усадьбы. — Он сам поставил себе диагноз, и незадолго до смерти его чествовали все крупные специалисты того времени, так что у него была возможность с ними попрощаться. Но никаких завещаний он не оставлял. Рак верхней челюсти не позволял ученому принимать пищу, его могли только поить. В том числе угощали шампанским… За несколько дней и без того некрупный Пирогов совсем исхудал, бытует мнение, что смерть наступила в том числе от голода.
А забальзамировать его тело для истории, но скорее всего главным образом как семейную реликвию, решила вдова Александра Антоновна. Она обратилась к ученику мужа Давиду Выводцеву, а также направила прошение в Священный синод, который одобрил это предложение лишь через четыре дня после смерти хирурга.
— До сих пор неизвестен точный рецепт Выводцева, который сохранил тело Пирогова в нетленном состоянии на долгие годы, — говорит Григорий Костюк, профессор Винницкого национального медицинского университета имени Пирогова. — Известно, что он точно использовал при этом спирт, тимол, глицерин и дистиллированную воду. Его способ интересен тем, что во время процедуры было сделано всего несколько надрезов, а часть внутренних органов — мозг, сердце — остались при Пирогове. Сыграло роль и то, что в теле хирурга не осталось излишков жира — он сильно усох еще накануне кончины.
Похороны хирурга, на которые пришло несколько тысяч человек, прошли через месяц после смерти Пирогова, в январе 1882-го — первоначально склеп находился в деревянной церквушке, больше похожей на сарай.
— Тогда церковь была на территории имения — это был семейный склеп Пироговых, под замком, посторонним туда хода не было. Потом и жена Пирогова упокоилась во дворе храма, — говорит Марина Юкальчук. — Пироговы имели двоих сыновей, один из которых был подзахоронен в склеп к отцу, о чем свидетельствует плита справа от гроба. От них на момент революции 1917 года в имении проживали две внучки, Александра и Лидия. Первая, опасаясь большевиков, после октябрьских событий бежала в Афины. Вторая — во Францию. А в том году к нам приезжал отставной полковник греческой армии по фамилии Гершельман — прапраправнук Пирогова. И буквально целовал землю возле некрополя. Остальные потомки пока не наведывались.
Естественно, перевезти тело выдающегося предка с собой за границу внучки не могли, так что склеп с телом Пирогова был надолго оставлен на произвол судьбы.
Вскоре после революции 1917 года в имении надолго обосновалась коммуна имени Джона Рида. Священные останки никто не тронул.
— До сих пор одет великий хирург в тот мундир тайного советника, в котором его хоронили. А руки покойного смыкаются на старинном нательном кресте. Раньше в склепе была и шпага Пирогова. Но в 30-е годы прошлого века, пока усыпальницу никто не охранял, неизвестными разбойниками была разбита первая герметичная крышка гроба. За некрополем тогда следил лишь смотритель храма,— продолжает научный сотрудник музея. — Похитили и первый нательный крест.
Но самое ужасное, что таким образом был нарушен микроклимат в склепе — тело Пирогова было забыто почти на 50 лет, и когда в 1945 году про него вспомнили, специальная комиссия, которая обследовала его по приказу партии, сделала вывод, что тело восстановлению не подлежит.
— Хотя в Виннице находилась ставка Гитлера и многое было украдено из музея, покой Пирогова захватчики не нарушили, — продолжает сотрудник музея-усадьбы. — Они даже приставили к нему охрану, чтобы не произошло мародерства.
И все же Московская лаборатория имени Ленина, которая следила за состоянием забальзамированного вождя, взялась за первую ребальзамацию тела Пирогова. Специально для этого была оборудована лаборатория в подвале музея, где мумия реабилитировалась около пяти месяцев.
— Тело все заросло плесенью и грибком из-за трупных выделений жировоска, — говорит профессор Григорий Костюк. — Это для нас самое страшное вещество. Тогда же был отреставрирован и мундир Пирогова. Установлен новый стеклянный гроб, изнутри обитый металлом, который не поддается влиянию трупных выделений.
Специальная комиссия при Винницком университете постоянно следит за внешним состоянием тела — периодически делают на коже специальные маски. А после войны эту обязанность выполняли харьковские специалисты. На почве Пирогова у научных сотрудников Винницы давно образовано плотное сотрудничество с Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биолого-медицинских технологий, который также следит за состоянием тел Ленина и Хо Ши Мина. При этом ребальзамацию раз в 5—7 лет проводят московские специалисты, которые не делятся “рецептом” своих чудодейственных бальзамов с украинскими, потому как он проходит под грифом “секретно”. Украинские коллеги же следят за косметическим состоянием Пирогова.
— После первой ребальзамации тело Пирогова продержалось недолго — снова стало покрываться жировоском, — говорит Григорий Костюк. — Мы поняли, что в Украине нет технологий, чтобы “вернуть его к жизни”. Чтобы спасти экспонат, в 1979 и 1988 годах его возили в Москву: на самолете, который приземлился на военном аэродроме под столицей. Хирурга “отмачивали” в той же лаборатории, где следят за состоянием Ленина. Тогда и случилось удивительное: Пирогов, который был забальзамирован на 40 лет раньше Ленина и полвека оставался без должного ухода, в результате выглядел “свежее” тела политического деятеля. Мы полагаем, это заслуга и рецепта Выводцева.
Всего над телом Пирогова было произведено восемь ребальзамаций, последняя прошла в 2005 году.
— В 90-е годы пришлось нелегко — денег на поддержание тела Пирогова у государства не было, поскольку это наш экспонат — и тратится на него Украина, — говорят сотрудники музея. — Более или менее ситуация наладилась в 97-м году, когда усадьба приобрела статус музея и к некрополю стали водить организованные экскурсии. Политические отношения никогда не мешали научной российско-украинской дружбе. Хотя в прессе и ходили слухи, что Москва может забрать тело Пирогова себе. Но его усадьба находится здесь. И на самом деле все понимают, что нарушать покой мумии дело небогоугодное.
Как раз в эти дни, в честь 200-летия со дня рождения хирурга, на так называемые Пироговские чтения в Винницу съехались медицинские работники со всего мира. И на очередную панихиду за упокой души Николая Пирогова во дворе церкви Николая-угодника собралась тысячная толпа.
— Пирогов все знает и слышит наши молитвы, — уверены его почитатели.