— Альберт Артурович, что будет, если все вулканы “заработают” разом?
— Такого быть не может. Да и вообще, исландское явление — это что-то из ряда вон выходящее. Все вулканы там относятся к так называемым щелевым. То есть возникают в прибрежной части острова — тонкая в тех местах земная кора трескается, и раскаленная лава вытекает в океан. В этом году в центре острова вулкану пришлось растапливать ледник. Совместный выброс пара и пепла в воздух и привел к образованию огромного облака.
— Вспомните наиболее глобальные извержения и их последствия...
— Это извержение вулкана Кракатау в Индонезии примерно 150 лет назад. Последствия его ощущались в течение двух лет. Вулканическое облако 6 раз обогнуло Землю, снизив даже среднюю температуру на планете и увеличив количество пасмурных дней. Но такие события, к счастью, происходят не часто — примерно как падения крупных астероидов.
— А наши, камчатские вулканы, которые периодически возбуждаются из-за землетрясений?
— Наши очень быстро извергают накопившееся и быстро затухают. Сейчас, судя по сообщению специалистов, для вулкана Шивелуч характерны слабые и умеренные извержения, которые не опасны для людей.
Заведующий кафедрой экологии Аграрного университета Евгений ЕСЬКОВ — один из тех, кто только рад вулкану в Исландии.
— Вулканическое облако для нас — это огромное благо.
— В чем же оно заключается?
— В том, что с выпавшими осадками в землю попадет множество полезных удобрений.
— Для растений, может быть, и полезно, но для людей — сомневаюсь.
— На людей вулканические осадки могут влиять тоже только в виде дождей. В Исландии сернистые дожди могут быть действительно вредными, но в Москве от выхлопов промышленных предприятий бывает и похуже. Другое дело, что вулканические кристаллы вредят летательным аппаратам. Но и то — только турбореактивным, а вот для двигателей с пропеллером они опасности не представляют.