МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ураганная месть

Сдует ли человечество с лица Земли?

Ветер дует из-за того, что деревья качаются. Это парадоксальное детское заявление ничем не хуже бессмысленных воплей о том, что американский кошмар по имени “Катрина” — результат применения климатического оружия русских. Так что же произошло на самом деле? Что стоит за словом “тайфун”? Как рождается смертоносная стихия? На эти вопросы согласился ответить “МК” доктор наук, главный научный сотрудник Гидрометцентра России Александр Васильев.

Ураганы существовали всегда. И нынешний разгул — не кара божья, а всего лишь стечение обстоятельств. В тропиках, в районе экватора, существует зона так называемой конвергенции — там перемешиваются теплые и холодные воздушные массы из Северного и Южного полушарий. В результате образуется облачность.

Любая домохозяйка знает, что на крышке кастрюли с кипящим супом появляются капли воды. Примерно такой крышкой и выступают облака над океаном, а сам океан — супом. Многолетние наблюдения показали, что для образования тайфуна нагреться поверхность воды должна выше 26 градусов Цельсия. От теплого океана воздух начинает подниматься вверх, охлаждаться (кстати, с каждым километром подъема температура падает на 6 градусов), “стекать” вниз, в том числе, и в центре циклона, где образуется “глаз бури” — зона “хорошей погоды”. Не хватает только одного толчка — восходящих ветров, которые не редкость в тропических широтах. Они усиливают вертикальные токи воздуха, и вся эта “конструкция” высотой в 15 км и диаметром километров в 500 начинает закручиваться благодаря вращению Земли (в северном полушарии — всегда против часовой стрелки). А потом и двигаться на запад, чуть забирая к тому или другому полюсу.

Кстати, “тайфун” — это название, принятое в Японии, Китае и на Дальнем Востоке. В Атлантике он носит название “тропический ураган” или “циклон”, а в Австралии, благодаря аборигенам, — “вилли-вилли”.

Но, как его ни назови, суть останется прежней — это бедствие с тремя основными составляющими. Во-первых, страшной силы ветер. В активной зоне урагана 5-й категории (она имеет протяженность 150—250 км) скорость воздушных потоков превышает 250 км/ч. Попробуйте в мчащейся хотя бы под “стольник” машине высунуть голову в окно, а потом умножьте свои ощущения на два... Во-вторых — дожди. Тайфун, словно пылесос, всасывает в себя влагу над океаном, а потом щедро, тоннами, отдает ее, остывая над сушей. И третье, едва ли не самое важное, — так называемый нагон воды. Ураган “толкает” перед собой воду, подобно огромной швабре, которой уборщица в метро разгоняет осенние лужи. Таким образом, уровень океана у берега может вырасти (при самом сильном тайфуне) более чем на 5,5 метра.

Скорость передвижения тайфуна относительно невелика: 15—20 км/ч. Ученые уже умеют довольно точно предсказывать траекторию движения стихии, а вот ее поведение — еще нет. Ослабить тайфун может только холодный участок океана, а теплый, наоборот, его усиливает. К сожалению, остановить ураган человек пока не в силах, но, к счастью, не может и создать его. И все разговоры о климатическом оружии — это, по мнению серьезных ученых, всего лишь желание журналистов создать сенсацию и попытка шарлатанов от науки выбить деньги на свои “исследования”.

Впрочем, опыты по модификации погоды действительно проводятся не один десяток лет. Облака, например, засеивают соединениями серебра или сухим льдом. В результате возникают ядра конденсации — водяной пар собирается в крупные капли, которые и падают на землю. Но даже этот метод не дает стопроцентной гарантии, что тучу удастся “нейтрализовать”. Благодаря засеиванию облаков просто повышается вероятность дождя. Совершенно очевидно, что никакого серебра не хватит, чтобы исчезла облачная зона протяженностью в полтысячи километров. К тому же восходящие потоки в урагане настолько сильны, что те самые искусственные ядра конденсации будут просто бесполезны. Есть и еще один способ разгона облаков — электромагнитный. Якобы установленный на земле излучатель ионизирует воздух, который поднимается вверх, и тучи растворяются, как крупинки сахара в чае. Но и он дает только локальный эффект.

Зато уже ясно другое. Из-за хозяйственной деятельности человека возникла тенденция к увеличению повторяемости опасных природных явлений. Проще говоря, те же тайфуны, наводнения или засухи начинают происходить все чаще и чаще. Природа мстит?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах