Как сообщили «МК» в Минобрнауке России, на днях статья с обобщенными данными о Венере появилась в журнале Space Science Reviews. В ней говорится о том, что основными геологическими процессами, которые сегодня формируют поверхность нашей горячей соседки (как известно, температура на ее поверхности доходит до 460 градусов Цельсия) являются тектонические процессы и вулканическая активность Венеры.
– Александр Тихонович, в статье говорится о том, что на поверхности Венеры есть знакомые нам по нашей и другим планетам вулканы и тектонические образования, но есть и экзотика, которая встречается только на Венере – это тессеры и короны. Поясните, что это?
– Тессеры – это плиты на поверхности, которые словно переломаны тектоникой и налезли друг на друга. Эти изломы напоминают паркет. Мы сначала так их и назвали – «паркетом», но потом нам показалось это не слишком солидно и «паркет» был переименован в «черепицу». «Тессеры» – это «черепица» по-латински.
– И что представляет собой эта порода?
– Это самая древняя местность, которой порядка двух миллиардов лет. Все остальное возникло позже. И мы пока не можем сказать, из чего она состоит — это какие-то очень древние переломанные породы. Чтобы изучить их, надо садиться (на планету). Кстати, мы рассматриваем тессеры, как возможное место посадки для нашего нового аппарата, но до сих пор не приняли окончательного решения по поводу них. Дело в том, что на тессерах много довольно крутых уклонов, а сажать аппарат под углом очень опасно.
– Что вы можете сказать по поводу корон?
– Это круги, в которых есть дугообразные и радиальные разломы. Они более молодые, чем тессеры, – снизу их подпирала магма, а на поверхности изливались базальтовые лавы.
– Была ли раньше вода на Венере?
– Не исключено. На ранних стадиях эволюции планеты возможно не было такого сильного парникового эффекта.
– Падают ли на поверхность горячей планеты метеориты?
– Они падают. Но не часто, поскольку долетают до поверхности через плотную атмосферу только самые крупные, которые оставляют кратеры диаметрами по нескольку километров. Аналогичные им на Земле также встречаются нечасто, например, к таким можно отнести образовавшийся 50 тысяч лет назад кратер Метеор в Аризоне, имеющий диаметр 1 км.
– Если сравнить Венеру с Землей, какой вывод можно сделать: ее горячий климат – наше прошлое или наше будущее?
– Она наша двоюродная сестра с такими же, как на Земле базальтами (к примеру, на Гавайях есть вулканы, которые, как венерианские изливают базальтовые лавы. И ее нынешний климат говорит нам о том, что, если мы не перестанем немерено жечь уголь, нефть и прочие углеводороды, у нас может случиться такой же мощный подъем температуры.
– Так считается же, что разумной жизни на Венере не было. Кто же там мог жечь нефть?
– Наверное, там не было живых существ и, скорей всего, не было растений, которые могли бы поглощать лишнюю углекислоту. Вот она в итоге и сформировала мощный парниковый эффект.
Другая статья ученых посвящена минералогическому составу Венеры. Несмотря на то, что на сегодняшний день его прямых измерений не было, по имеющимся данным геохимики могут составить общее представление о возможных последствиях реакций пород поверхности с сухой, плотной и горячей атмосферой, состоящей в основном из углекислоты, азота и диоксида серы.
Данные химических измерений, полученные советскими спускаемыми аппаратами в семи точках на планете, говорят о том, что на поверхности планеты доминируют лавы базальтового состава, зарегистрировано также повышенное содержание оксида серы (SO3), не исключено присутствие сульфатов, сульфидов. Кроме того, спускаемыми аппаратами была отмечена пониженная плотность пород поверхности, а их спектральные характеристики, скорей всего указывают на протекание химических реакций с формированием оксида железа – гематита (Fe2O3) или оксидов других металлов.
Кстати, о преобладании реакций базальтовых лав с серой в атмосфере говорит и термодинамическое моделирование венерианских процессов на Земле.