Джастин Уэлби, архиепископ Кентерберийский, рассказал, что один из его предков владел порабощенными людьми на плантации на Ямайке и получил компенсацию от британского правительства, когда рабство было отменено.
Как пишет The Guardian, Уэлби раскрыл свои родственные связи в личном заявлении, в котором подтвердил свою приверженность борьбе с устойчивым и пагубным наследием трансатлантического рабства.
Архиепископ, который является лидером всемирной англиканской церкви, рассказал, что недавно обнаружил, что его покойный биологический отец, сэр Энтони Монтегю Браун, личный секретарь Уинстона Черчилля, “имел наследственное отношение к порабощению людей на Ямайке и Тобаго”.
В 2016 году Уэлби узнал, что он был зачат в результате короткой интрижки между его матерью и Брауном и что Гэвин Уэлби, за которого его родительница вскоре вышла замуж, не был его биологическим отцом. У Джастина Уэлби не было никаких отношений с Брауном, который умер в 2013 году.
Согласно заявлению архиепископа, Браун был праправнуком сэра Джеймса Фергюссона, четвертого баронета Килкеррана и владельца порабощенных людей на плантации Розелл в Сент-Томасе.
Фергюссон, умерший в 1838 году, получил часть компенсации в размере 20 миллионов фунтов стерлингов от британского правительства за потерю “собственности” после отмены рабства.
Центр изучения наследия британского рабства утверждает, что на плантации Розель в период ее расцвета работало около 200 порабощенных людей, и семья Фергюссон получила компенсацию в размере 3591 фунта стерлингов в 1836 году, которая на сегодняшний день оценивается более чем в 3 миллиона фунтов стерлингов.
Уэлби не получал никаких денег от Брауна, пока тот был жив, и не получал их из своего имущества после его смерти, отмечает The Guardian.
Архиепископ был одним из инициаторов публичного признания Англиканской церковью исторической выгоды трансатлантического рабства.
В отчете, опубликованном в прошлом году, церковь отследила происхождение своего благотворительного фонда стоимостью 9 миллиардов фунтов стерлингов, частично связанного с "Щедростью королевы Анны", финансовой схемой, созданной в 1704 году на основе трансатлантического рабства.
В то время Уэлби сказал: “Я глубоко сожалею об этих связях. Настало время принять меры, чтобы покончить с нашим позорным прошлым”.
Церковь выделила 100 миллионов фунтов стерлингов на борьбу с наследием порабощения. Позже компания заявила, что намерена увеличить эту сумму до 1 млрд фунтов стерлингов за счет взносов соинвесторов, после того как в отчете надзорной группы под председательством епископа Розмари Маллетт говорилось, что первоначально заявленной суммы было недостаточно.
В своем заявлении, сделанном во вторник, архиепископ подтвердил приверженность Епархии “тщательной и точной исследовательской программе, осознавая, что архивы могут гораздо больше рассказать нам о том, что было до нас, часто в очень личной форме”.
Архиепископ Кентерберийский сказал: “Хотя, к сожалению, я узнал о своих отношениях с сэром Энтони только в 2016 году, через три года после его смерти, я имел удовольствие познакомиться со своей сводной сестрой и ее сыном”.
Правда о его биологическом отце стала известна после того, как Уэлби прошел тест ДНК, который показал, что с вероятностью 99,98% он был сыном Брауна. Его мать Джейн, которая умерла в прошлом году, сказала, что это открытие “стало для нее почти невероятным потрясением”.
Сэр Адам Фергюссон, 10-й баронет, заявил от имени семьи Фергюссон, что “рабство является ужасной частью ее прошлого”. Он сказал: “Связь архиепископа с семьей стала сюрпризом для всех нас. Отрезвляет тот факт, что через пять или шесть поколений у очень большого числа из нас будут связи, известные и неизвестные, с этим ужасным этапом нашей истории”.
Алекс Рентон, еще один потомок Фергюссона и автор книги "Наследие крови", рассказывающей о семейной истории рабства, сказал, что он и другие родственники делали личные пожертвования на ремонтные работы в Великобритании и странах Карибского бассейна с тех пор, как узнали об истории семьи.
Рентон также помог создать группу “Наследники рабства”, которая стремится "побудить другие семьи, обогатившиеся за счет рабства, признать свою историю, принести извинения и поддержать кампании по возмещению ущерба в Европе и Карибском бассейне".
В своем заявлении Уэлби упомянул о своей поездке на Ямайку в июле, когда он получил почетную степень в Вест-Индском университете и извинился перед ямайцами за роль церкви в порабощении их предков.
Газета “Ямайка Обсервер" процитировала его слова: "Я не могу говорить от имени правительства Соединенного Королевства, но я могу говорить от всего сердца и представлять то, что мы говорим сейчас в Англии. Мы глубоко, очень, очень сожалеем. Мы согрешили против ваших предков. Я бы все отдал за то, чтобы это можно было изменить, но это невозможно”.
Новость о предке Уэлби появилась на фоне растущего давления на британского премьера Кира Стармера, требующего от него обратиться к правосудию по возмещению ущерба, когда он отправится на Самоа на этой неделе для участия во встрече глав правительств Содружества. Ходили слухи о том, будет ли вопрос о возмещении ущерба включен в повестку дня, поскольку правительство Великобритании исключило возможность принесения извинений на саммите.