– Расскажите, как до вашего изобретения сохраняли донорские сердца в России? – задаю я вопрос одному из разработчиков системы, инженеру МФТИ Андрею Бережному.
– Их перевозили в основном на льду, при температуре близкой к нулевой (по Цельсию) с целью снизить метаболизм и продлить таким образом жизнь органу. При такой технологии удается сохранить орган максимум на срок до 4-5 часов, больше — редко. Мы же в содружестве с партнерами разработали новое техническое устройство для перевозки, которое предполагает сохранение органа при температуре тела — 37 градусов.
Мы применяем при этом специальную жидкость, которая прогоняется по сосудам и останавливает на время сердечные сокращения, что экономит энергетику органа.
– Подобные устройства есть за рубежом?
- Да, они принципиально схожи с нашим, но сохраняют сердце при помощи других жидкостей и при других условиях — температуре, влажности, перфузии (скорости перегоняемой жидкости). К примеру, они могут применять и жидкость, и лед для охлаждения. Лед гораздо меньшее время сохраняет сердце, чем использование жидкости.
– Опишите, как выглядит процесс сохранения сердца при перевозке.
– Орган находится в специальном боксе, где все время поддерживается не только температура самой перегоняемой по сосудам жидкости, но и самого сердца. Кроме того, поддерживается уровень влажности, чтобы сердце не пересыхало, постоянно оценивается состояние жидкости, то есть постоянно берутся ее анализы для определения: сколько в ней лактата, сахара и пр.
Есть еще технология оценки состояния донорского сердца, которая позволяет неинвазивно (то есть не повреждая орган) оценить, насколько он пострадал во время перевозки и как он себя «чувствует» в любой момент времени. Мы делаем это с помощью видеокамеры и системы источников света. Такой технологии нет ни у кого в мире.