Начал Лев Матвеевич с цитаты Михаила Ломоносова о давнем стремлении человечества найти собратьев на других планетах: «Некоторые спрашивают: ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Ежели кто про то знать хочет, …то после пусть поедет для того же и на Венеру». Ломоносов зрел в корень, и именно русские ученые спустя больше двух веков после произнесенных слов впервые «поехали», а точнее, отправили на Венеру свои посадочные зонды. Так мы узнали, что на поверхности Венеры далеко не земной климат, но что касается ее обитателей...
Справка «МК». СССР был бесспорным лидером в исследовании Венеры. К ней с 1961 по 1984 годы было направлено 18 аппаратов, совершено 10 посадок, и все успешные.
– Исследования Венеры начались в 1961 году, – говорит Лев Зеленый. – Первые аппараты, которые спустились в атмосферу были раздавлены высоким давлением на высотах от 25 до 11 км, успев однако передать ценную информацию об атмосфере.
Была обнаружена водородная корона, отсутствие радиационных поясов и собственного магнитного поля, измерен состав атмосферы. Оказалось, что она на 97% состоит из углекислого газа (CO2), азота (N2), и слабых следов воды. Практически все результаты, полученные советскими «Венерами», были первыми.
После, по словам ученого, уже благодаря севшим на поверхность другим аппаратам наши исследователи установили, что температура на поверхности достигает в среднем 470 градусов Цельсия, а давление — 92 атмосфер. Такое давление существует, например, под водой на километровой глубине.
Однако советские ученые, изучавшие панорамы Венеры, выполненные аппаратами «Венера-9», «Венера-10», «Венера-13» и «Венера-14» с 1975 по 1982 годы, предположили, что и в таких… условиях может быть жизнь.
Справка «МК». В свое время в интервью нашей газете сотрудник ИКИ РАН Леонид Ксанфомалити рассказывал об обработке старых снимков, полученных в 1975-1982 годах. Он обратил внимание на необычные структуры, которые очень медленно, но меняли свое положение с течением времени, и связал их с представителями гипотетической флоры и фауны Венеры.
- Вывод о существовании жизни на поверхности Венеры был сделан на основе обработки данных телевизионного эксперимента, выполненного на поверхности Венеры, – говорит академик Зеленый. – Сейчас кто-то может скептически отнестись к качеству снимков, сделанных на другой планете в 70-80-х годах прошлого века. И зря, – то были лучшие по тем временам технологии получения черно-белых и цветных снимков поверхности Венеры, разработанные учеными НИИ-885 (сегодня — холдинга «Российские космические системы») Арнольдом Селивановым и Юрием Гектиным.
Пока, по словам ученого, у гипотезы о существовании жизни на Венере больше противников. Ведь в поисках признаков жизни исследователи чаще всего исходят, из того, что есть на Земле. То есть, рассуждают так, что и на Венере жизнь должна основываться на углероде и жидкой воде и существовать при давлении на планете в 1 атмосферу, с максимальной температурой на поверхности не выше 56-60 градусов Цельсия, а также с вероятным признаком обитаемости, – кислородом.
Однако если мы отойдем от привычной парадигмы и перестанем искать на планете с другими условиями такие же существа, как на Земле, рассуждает Лев Зеленый, то вполне возможно предположить наличие там живых объектов.
Какие же компоненты должна была бы использовать природа для жизни на Венере при температурах в районе 460 градусов, доле воды около 2 на 10 в -5 степени (причем только в газообразном состоянии) и при практическом отсутствии кислорода?
– Как известно, при повышении температуры резко ускоряются химические реакции и начинаются такие процессы, которые невозможны в нормальных, земных, условиях, – рассуждает академик. – На Земле азот пассивен. Но в условиях высоких давлений и температур химия азота может оказаться не менее разнообразной, чем химия углерода на нашей планете. Уже известен целый ряд азотных полимеров, обладающих стабильностью при температурах 500 градусов Цельсия и выше.
Из этого можно сделать предположение, что венерианская жизнь может быть азотной, а не углеродной, как на Земле. Что касается отсутствия воды, то, помимо трех основных агрегатных состояний вещества, при высоких давлениях и температурах может возникнуть четвертое – состояние сверхкритического флюида, обладающего свойствами как газа, так и жидкости, в частности свойством растворять другие вещества. На роль универсального растворителя на Венере претендует двуокись углерода (СО2), которая там может существовать не только в виде углекислого газа, но и как сверхкритический флюид.
Выводы о том, что жизнь возможна и за пределами комфортных земных условий, сделаны за последние 10 лет, причем именно на Земле. По словам Льва Зеленого, ученые изучили ряд мест, обладающих экстремальными условиями. Обнаружены микроорганизмы, способные жить при высоких давлениях, при очень низких и очень высоких температурах, в концентрированных соляных растворах, в сверхкритическом СО2, при жестко радиационном облучении, в безводной засушливой среде, на большой глубине под поверхностью Земли, даже в условиях космического вакуума!
Теперь, когда мы вновь собираемся на Венеру (российский проект «Венера-Д» намечен на период после 2030 года), ученые поставили задачу отыскать на Земле подходящую модель, аналог гипотетического биоценоза Венеры для подготовки будущего эксперимента.
Самые подходящие были обнаружены в высокотемпературных горизонтах под океанической корой в районах современной подводной вулканической активности. Есть так называемые «черные курильщики» – многочисленные источники на океаническом дне. Они извергают геотермальную воду температурой до 400 градусов. Из-за большого давления эта вода не кипит, а находится в сверхкритическом состоянии. Такие источники являются своеобразными «оазисами жизни» в глубинной зоне океана. Эти необычные биологические сообщества, пренебрегающие фотосинтезом, могут помочь людям отыскать удобную модель для исследования жизни на Венере.
Еще одним местом, где ученые не исключают наличия микроорганизмов на Венере, являются ее облака. В 2020 году оптимизм вселило сообщение об обнаружении на верхней границе венерианских облаков фосфористого водорода — фосфина. Известно, что этот газ действительно продуцируется микроорганизмами, но может иметь и другое (например вулканическое) происхождение. Бурные дебаты по поводу жизни в облаках и на поверхности «русской планеты» привели к небывалому ажиотажу: на Венеру сейчас готовятся как минимум четыре миссии: индийская «Шукраян-1» в 2028 году, наша «Венера-Д» после 2030 года, американская DAVINCI+ в 2032-м и европейский аппарат EnVision, дата которого пока не определена.
К слову, все зарубежные проекты планируют исследование Венеры с орбиты, и только наш «Венера-Д» готовится с целью новой посадки и получения наиболее точных данных.