Польские археологи считают находку древнего меча на дне Вислы «национальной сенсацией». Открытие было сделано во время работ, проводившихся на реке, протекающей через город Влоцлавек.
Известно, что в Польше существует всего восемь других таких мечей с надписью Ulfberht, а в остальной Европе — только 170. Историки считают, что выполненное рунами имя «Ульфберт» — клеймо мастера, но это одна из версий. Надпись была обнаружена после рентгеновского снимка предмета, и Самбор Гавиньски из Куявско-Поморского отделения управления охраны природы рассказал, что это датирует меч периодом до 950 года нашей эры.
Издания Ośrodek Sportu и Rekreacji Włocławek первыми сообщили эту новость, написав в своих социальных сетях: «Во время работ на пристани для яхт был раскопан предмет, который имеет большие шансы получить уникальный статус».
Самбор Гавиньски подчеркнул важность находки, отметив: «Это чрезвычайно ценная находка. Мы знаем, что эти так называемые мечи Ульфберта были изготовлены где-то в Центральной Европе, но точно неизвестно, где».
Такого типа оружия было переходным звеном между мечом викингов и рыцарским мечом Высокого Средневековья. Сейчас находка доставлена в Торунь, где ее передали исследователям из Университета Николая Коперника.
Специалисты рассказали, что мечи были изготовлены по очень специфическому методу с использованием углеродистой стали. Количество такого рода металла было строго определено, что делало меч очень прочным и гибким. По словам ученых, от этого зависела его долговечность и боевая ценность.
«Что еще более важно, после того как меч пролежал в иле более тысячи лет, он сохранился в отличном состоянии», — поделились представители университета. Прекрасное состояние меча, оцениваемого более чем в 100 тысячу польских злотых, вероятно, поможет историкам.
Пока непонятно, как он оказался во Влоцлавеке. Но в связи с тем, что более 40 идентичных мечей было найдено в Норвегии, польские ученые сделали вывод, что обнаруженное оружие на территории страны принадлежало викингу. Кроме того, специалисты предположили, что меч мог быть просто приобретён местным жителем в рамках торговой сделки.
«Было опубликовано несколько теорий, и пока все варианты приемлемы, но нам нужно дождаться результатов более детальных исследований», — признается Гавиньски.