Конечно, аплодировать еще рано: автоматическая межпланетная станция (АМС) должна пройти еще несколько реперных точек, включая самую главную из них – мягкую посадку на Луну. Но 11 августа все службы на космодроме Восточный, создатели аппарата из НПО им. Лавочкина и, конечно же, главные по научной полезной нагрузке – специалисты Института космических исследований РАН – были довольны самим стартом.
О том, как он прошел, каких сигналов и когда ждать от «Луны-25» – в материале обозревателя «МК».
Около 2 часов ночи 11 августа волнение у всех собравшихся на космодроме и у тех, кто наблюдал за происходящим в прямом эфире, зашкаливало. Еще бы: ведь цена успеха этого старта очень велика. Для многих специалистов, ученых, особенно тех, кто всю жизнь положил на разработку отечественной программы освоения земного спутника, минувшая ночь была мегазначимой.
Старт, слава богу, прошел как по маслу: через 1 минуту 59 секунд состоялось отделение 1-й ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б», через 3,32 – сброс створок головного обтекателя, через 5 минут на высоте 90 километров от ракеты отделилась вторая ступень. И еще через 9,24 секунды разгонный блок «Фрегат» остался на орбите вместе со своей полезной нагрузкой – «Луной-25». Его задачей было выведение АМС на лунную орбиту.
Полчаса томительного ожидания – и вот в полчетвертого утра по московскому времени раздалось радостное сообщение специалистов НПО им. Лавочкина: «Прошло успешное отделение АМС «Луна-25» от разгонного блока, станция выведена на траекторию полета к Луне». Это означало, что наш лунный «автомат» взял управление на себя и впредь будет использовать только собственные двигатели.
По данным специалистов, которые сразу протестировали телеметрию и прочие системы АМС, все работает штатно. Информация исправно поступает на Землю, все блоки станции функционируют нормально, бортовые системы сориентированы на Луну.
Немного выдыхаем... Спим четыре часа, и с утра я снова звоню на космодром, спросить, как все прошло. Научный руководитель российской лунной программы, академик Лев Зеленый, который провел ночь после старта в закрытом городе Циолковский, что в 30 км от космодрома, отвечает почти сразу.
– Лев Матвеевич, расскажите о впечатлениях о старте, – прошу я мэтра отечественной космической науки.
– Я присылал вам свое видео (на нем видно, как в десятках километров от наблюдателя поднимается в небо маленькая «звездочка» – ракета-носитель с АМС на борту. – Авт.), – вот и все, что я видел. Из-за беспрецедентных мер безопасности (что правильно) близко к стартовому комплексу никого не пускали – только тех, кто обеспечивал запуск. А потом, когда все улетело, нас привезли на место старта, где глава Роскосмоса провел небольшой митинг.
Собрав весь стартовый расчет, человек 60, Юрий Иванович Борисов поздравил каждого с успешным запуском, вручил памятные подарки всем, кто готовил ракету, АМС, разгонный блок «Фрегат» и непосредственно осуществлял запуск. Честно говоря, было очень приятно видеть, что так отметили простых работников космодрома. Потом мне дали слово...
– Каких сигналов ждем от «Луны-25» теперь?
– Впереди у нас – десять дней тревожного ожидания посадки, которая должна состояться 21 августа недалеко от Южного полюса Луны, к северу от кратера Богуславский.
– Слышала, что на 13 августа намечена проверка аппаратуры...
– За время полета будет проверка аппаратуры, две корректировки траектории, затем – 16-го – запланирован выход АМС на окололунную круговую орбиту, снимок с нее Луны на более близком проходе и сама посадка.
Индусы, как вы знаете, тоже летят сейчас к Луне, и тоже планируют сесть в районе Южного полюса. Несмотря на то что они стартовали раньше нас, «Луна-25», если все пойдет по плану, должна прилуниться на два дня раньше их аппарата «Чандраян-3». В общем, есть некая интрига в том, кто будет первым на Южном полюсе Луны.
– Ну а какие в целом впечатления?
– Я очень сильно устал, две ночи не спал: предыдущую ночь был перелет из Москвы в Благовещенск, потом – путь на космодром, этой ночью был старт... Так что эмоций пока никаких, кроме желания отдохнуть. Эмоции будут 21-го. Надеюсь, хорошие.
...Итак, значимость миссии «Луна-25» переоценить трудно. Это подтвердили и ведущие зарубежные СМИ, отметив, что успешная реализация миссии будет означать возвращение России к былому высокому технологическому уровню.
Космический аппарат «Луна-25» — первый российский лунный аппарат, который продолжает последовательность советских автоматических лунных станций. Главная цель ученых – снова научиться мягко садиться на Луну. Для этого выбран не слишком удобный, гористый рельеф.
Но именно на Южном полюсе Луны российский нейтронный телескоп ЛЕНД, установленный в рамках программы сотрудничества Роскосмоса и NASA на американском орбитальном лунном аппарате LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter LRO), обнаружил в 2009 году много воды и другие сложные молекулы, которые приносили на Луну кометы.
Ученые сравнивают лунный Южный полюс с природным холодильником, в котором сотни миллионов лет накапливались и сохранялись слои инея всех космических летучих веществ, когда-либо попадавших на наш спутник. Приборы «Луны-25» изучат состав этих веществ, проведут оценку массовой доли замерзшей воды в реголите, ответят на вопрос: хватит ли ее, теоретически, будущим первым поселенцам для утоления жажды, добычи кислорода, а, может, и для ракетного водородного горючего ради будущих межпланетных полетов.
Эти преимущества Южного полюса сейчас понимают все космические агентства мира, и пока только у России с Индией возникла возможность в числе первых посадить там свои аппараты.
Что касается США, их старая программа «Аполлон», которая завершилась в 1970-х годах, была нацелена только на экваториальную часть Луны, а новая, «Артемида», стартовавшая в прошлом году, форсировала только облет Луны на корабле «Orion», без посадки. Зато пилотируемая миссия на Луну у них запланирована уже на 2024 год.
Китайцы впереди США и России по совокупному количеству реализованных за последнее время лунных проектов. Они совершил посадку на Луну с орбиты, забор образцов, возвращение лунного модуля на окололунную орбиту, стыковку, перегрузку грунта, отправку перелетного модуля к Земле и возвращение его в Китай. Пилотируемый пуск планируется не позднее 2030 года.
У нас же, по словам Юрия Борисова, следующий старт намечен на 2027 год, и это будет не отработка пилотируемого полета, а всего лишь отправка АМС на окололунную орбиту, без посадки.
Осознавая все это, еще больше понимаешь, как важно нам сейчас получить хоть какое-то преимущество в своем направлении деятельности, застолбив за собой приоритет по исследованию Южного полюса Луны.