Конечно, все гладко в нашей науке быть не может, хотя бы из-за того, что уже много лет она испытывает беспрецедентное давление со стороны чиновничьего аппарата. И эта проблема выплеснулась в первые же минуты после начала собрания.
После того, как с приветственными словами выступили вице-премьер правительства Андрей Белоусов, первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков и министр науки и высшего образования Валерий Фальков, Геннадий Красников попросил Фалькова в ближайшее время собрать совещание по поводу проблем, накопившихся с научным флотом.
Однако научный руководитель Института океанологии им. Ширшова РАН Роберт Нигматулин решил обозначить проблему во всеуслышанье. Он взял слово прямо из зала, эмоционально высказав все, что накипело:
«Уже более трети века в нашей стране на развитие науки, образования здравоохранения и культуры выделяется в два раза меньше финансирования в долях ВВП. Плюс еще вредительские реформы, которые все время от вас исходят. И это будет создавать серьезнейшие проблемы на ближайшее десятилетие».
Нигматулин, который является профессором МГУ им. Ломоносова, отметил, что наблюдается деградация образования, – он видит это по тем молодым людям, которые приходят сейчас в университет. Он также посетовал на то, что в стране ослабляется наука и повысилась смертность: «Она (смертность) сейчас выше, чем при советской власти!».
В конце своей речи Роберт Искандерович дошел и до многострадального научного флота. «Ваше министерство задерживает выделение ресурсов, которые уже выделили из бюджета! – обратился он к Фалькову. – В результате в этом году, наверное, будет ликвидирован экспедиционный сезон».
Нигматулин также озвучил одну весьма примечательную деталь. Оказывается, в последнее время профильное министерство стало требовать с сотрудников институтов справки о психическом здоровье. Это, по всей видимости, очень оскорбило учёных, академиков. По словам Роберта Искандеровича, такого никогда не было, и непонятно, в связи с чем возникло такое требование сейчас.
Надо отметить, что довольно резкое выступление академика никто не прерывал, как это бывало ранее. Фальков, Красников, Белоусов, Жуков, а также министр здравоохранения Мурашко, – все выслушали Нигматулина внимательно, а затем наступил черед доклада Красникова.
Напомнив собравшимся (к слову, Большой зал РАН был забит под завязку) о возрастающей роли современной фундаментальной науки и наукоемкой промышленности, Красников начал последовательно отчитываться перед коллегами о проделанной с момента выбора его президентом РАН работе.
Как он и обещал, с первых же дней своего президентства он начал восстанавливать авторитет Академии, поднимать ее статус. Надо сказать, что это и так было заметно по представительным гостям, коих давно не бывало в таком составе на Общем собрании.
Если раньше экспертная функция Академии сводилась к анализу тем исследований и их результатов, то сейчас, по словам Красникова, организация принимает активное участие в разработке документов, связанных со стратегическим планированием, направленным на технологический суверенитет страны.
Все это хорошо, но академикам хотелось услышать от Красникова и то, как он решает насущные социальные вопросы: ведь десять лет прошло после последнего повышения их стипендии... «Повышение стипендий членов РАН планируется с 1 января следующего года», – предварил их вопросы во время выступления президент РАН, сославшись на принятое решение о выделении бюджетных средств. Кроме того, по его словам, ведется активная работа по прикреплению членов региональных отделений РАН к учреждениям с регулярным медобслуживанием. Причем в ряде регионов это уже сделано.
Еще ученым очень хотелось бы отменить деление институтов на категории, введенное не так давно, но сослужившее нашей науке не очень хорошую службу.
«Вы понимаете, – говорил мне в перерыве директор одного из институтов, – низкая категория – это как клеймо, от которого сложно отмыться. Хотя, если направление, по которому работает тот или иной НИИ, важное, он мог бы принести больше пользы, чем институт с первой категорией, но ему сокращают финансирование, не обновляют приборную базу».
Красников еще в своей предвыборной программе говорил о необходимости отмены категорийности. Президент РАН предложил новый механизм оценки: вместо категорийности – рейтингование: «Рейтинг не будет статичен, каждый будет видеть свое место в нем и будет иметь возможность его подтянуть».
В заключении президент РАН выделил ряд лучших научных работ за последний год, отобранных тематическими отделениями РАН.
Так, Институт прикладной математики им. Келдыша разработал новый метод реконструкции электрической и функциональной структуры тела человека по данным магнитных измерений. Учеными произведено полное разделение электроэнцефалограммы на сигналы от мозга и шум, производимый физиологическими источниками вне мозга (то есть другими органами). Это очень важно для диагностики.
В Институте вычислительной математики им. Марчука создана климатическая модель России от 1 года до 5 лет. Институт русского языка им. Виноградова создал Национальный корпус русского языка — доступный для поиска электронный онлайн-корпус русскоязычных текстов, как письменных, так и записей публичной речи и частных бесед. Общий объём корпуса превышает 1,5 млрд словоупотреблений.
По данным Института психологии РАН, который провел недавно опрос россиян, 89% респондентов информированы об Академии и следят за ее деятельностью. Доверяет академикам 71% опрошенных, это на 4% выше, чем в прошлом году. В ассоциативном ряду с Академией наук у населения присутствуют слова «гордость», «надежда», «уважение». Согласитесь, это по нашим временам, уникально, что впрочем обязывает ученых и впредь соответствовать.