Необходимость нововведения мотивируют тем, что развитие города, создание комфортной среды в нем невозможно без управления пассажирскими и транспортными потоками. Уровень урбанизации, который, по прогнозам ООН, к 2050 году достигнет 70 процентов, требует введения новых методов развития транспортных систем.
До последнего времени основными источниками данных о транспортных потоках в Московском метрополитене были переписи населения, опросы, а также ручной подсчет пассажиров при помощи счетчиков.
С появлением транспортных карт обработка больших данных по пассажиропотоку становится легче. Каждый раз, когда пассажир прикладывает свою карту к считывателю на турникете, информация об этом фиксируется и может быть использована для анализа транспортных потоков.
Но вот о том, куда они направятся дальше, находясь под землей, по транспортной карте узнать уже не удастся. Для этой задачи ученые предложили использовать мобильные телефоны, которые жители всегда носят с собой.
Каждый включенный сотовый телефон обменивается информацией о времени и задержке прохождения сигнала с базовыми станциями. По этим данным определить его местоположение не составляет труда. В МГУ предлагают операторам собирать эти данные и предоставлять ученым для измерения пассажиропотоков между районами города.
За сохранность персональной информации, по заверениям специалистов, можно не переживать, так как данные обрабатываются таким образом, что исследователям доступна только информация об общем потоке, а не о поездках конкретного лица.
Подобная открытая платформа для анализа транспортных данных поможет городским службам оперативно принимать меры по изменению транспортной сети города в связи с возможными ЧП в метро.
«Допустим, в одном из тоннелей метро произошло задымление, – приводит пример старший научный сотрудник кафедры информационной безопасности ВМК МГУ Дмитрий Намиот. – После сообщения машиниста на данном участке метрополитена в целях безопасности необходимо прекратить движение поездов и запустить компенсационные автобусы. Благодаря нашей платформе оператор сможет быстро узнать количество пассажиров, на которых повлияет данный инцидент, а затем рассчитать необходимое количество компенсационных автобусов и интервалы их движения».
Если этот метод приживется, в будущем ученые МГУ расширят возможности новой платформы «сканирования телефонов пользователей», взяв в оборот не только данные из метро, но и из автобусов, систем каршеринга, аренды самокатов и велосипедов.