Напомним, что данную концепцию еще в июле прошлого года, на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поручил разработать президент России Владимир Путин. По словам Белоусова, документ почти готов и должен быть утвержден к марту. Основной целью концепции является достижение технологического суверенитета, то есть, независимости страны от иностранных технологий. У нас должны быть свои разработки, которые будут поднимать экономику, социальную сферу и обеспечивать функционирование производств.
Для этого нужно, во-первых, сконцентрироваться на приоритетах, то есть понять, какие проблемы надо решать в первую очередь.
«МК», к примеру, писал, что после начала спецоперации на Украине наше правительство выделило несколько приоритетных научных направлений, по которым мы должны срочно сокращать отставание от Запада. Среди них микроэлектроника, медтехника, фармакология, сельское хозяйство... Согласно готовящейся концепции, для того, чтобы эти и другие сферы успешно развивались, надо сконцентрировать на них научную мысль и срочно приступить к подготовке соответствующих кадров в вузах. Дальше надо будет устранить существующие барьеры на пути перехода создаваемой наукоемкой продукции в промышленность.
Текста концепции пока нет, но, согласно информации, которая стала известна изданию CNews, с угрожающей нам технологической деградацией предложено бороться, в частности, выделением достаточных средств на разработку новых технологий и отечественной наукоемкой продукции, госсубсидий на обратный инжиниринг, то есть копирование зарубежных технологий, и мобильную конверсию разработок из оборонной сферы в гражданскую.
О том, что понимают в Академии наук под «концентрацией научной мысли» на основных целях научно-технологического развития, мы поговорили с заместителем президента РАН Владимиром Ивановым.
Все, что сказал Андрей Белоусов, – правильно и своевременно. Сейчас основным документом, который определяет развитие сферы науки и технологий, является Стратегия научно-технологического развития, которая была принята в 2016-м году. Естественно, она принималась в других условиях, одним из которых была необходимость интеграции России в мировое научно-технологическое пространство. Именно поэтому Стратегия ориентирована, в основном, на большие вызовы, и ее задача – обеспечение конкурентоспособности российской науки.
За последний год ситуация кардинально поменялась. Формируется новый мировой уклад, и мы в результате действия недружественных стран, которые ввели санкции против нашей страны, оказались изолированными от зарубежных передовых технологий. В этом случае сейчас основной задачей является перевод экономики страны в режим полного инновационного цикла. Это, естественно, требует постановки иной задачи для научно-технологической политики. Теперь основной задачей является обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики в целом.
– На что надо обратить внимание в первую очередь?
В организационном плане необходимо, прежде всего, восстановить под руководством РАН системность фундаментальных научных исследований, обеспечить передачу новых знаний в систему образования, разработчикам новых технологий и новых образцов продукции.
Необходимо принципиально менять систему целеполагания, поставив на первое место создание новых образцов продукции, и под эти задачи формировать институциональные структуры, а не наоборот, как это происходит сейчас.
И, конечно, необходимо уходить от формальных, во многом надуманных, показателей эффективности и результативности научных исследований, к показателям, характеризующим ресурсную обеспеченность сектора исследований и разработок и востребованность полученных результатов.
Если же говорить о технологических секторах, то здесь я бы выделил четыре основных приоритета: это энергетика, информационные технологии (в том числе на базе микроэлектроники), новые материалы, науки о жизни и обществе (медицина, сельское хозяйство, социальные вопросы).