Агентство по наследию Финляндии приступило к раскопкам на этом месте еще в 2018 году. Однако продвигались они довольно медленно. Удача улыбнулась археологам совсем недавно. Они обнаружили останки ребенка и фрагменты вещей, захороненных вместе с ним. Свет на некоторые загадки, связанные с этим некрополем, пролил микроскопический анализ почвы и останков.
— В могиле были обнаружены детские зубы, птичьи перья, следы оружия и собачья шерсть, – говорит археолог Николай Ремезов. – Мы получили чуть больше представлений о погребальных традициях в эпоху палеолита. Но осталось непонятным, совершались ли ритуальные убийства животных и птиц после гибели ребенка. Может, малышей хоронили вместе с питомцами, а может, просто украшали их саван птичьими перьями и надевали на ноги обувь из собачьей шерсти. Может, даже это была волчья шерсть. И не очень понятно, зачем в детской могиле кварцевые наконечники стрел. Таким образом портрет покойного для нас не до конца прорисован.
Исследователи определили, что зубы принадлежали ребенку в возрасте от 3 до 10 лет. 24 крошечных фрагмента перьев – как оказалось, часть оперения водоплавающих птиц. Возможно, покойного положили на постель из перьев, или завернули в одежду из пуха, или просто сложили рядом с ним убитых пернатых, которые на своих крыльях должны перенести его в другой мир.
В могиле также было найдено соколиное перо, которое, как считается, было либо частью стрелы, когда-то прикрепленной к наконечнику, либо частью украшения на детской одежде.
Тонкие волосы, принадлежавшие собаке или волку, найдены у ног ребенка. И это еще одна загадка: животное было убито в качестве жертвоприношения или все-таки только его шерсть стала основой для какого-то мехового предмета одежды?
– Практически полвека назад на территории Владимира тоже было найдено детское захоронение: в могиле покоились останки двоих детей, – говорит археолог Артем Сунцов. – Там был обнаружен очень дорогой костяной инвентарь, в том числе копья из выпрямленного бивня мамонта. Было сделано предположение, что так в верхнем палеолите хоронили мальчиков – потенциальных охотников. Значит, и в Финляндии могила принадлежала скорее всего ребенку мужского пола.