Естественно, двойной астероид, состоящий из основного тела – Дидим (780 м в диаметре) и его «луны» – Диморфа (160 м) , пролетающий от нас в миллионах километров, Земле ничем не угрожал. Но ведь отрабатывать технологию на чем-то надо!
Специальный автоматический космический аппарат для удара по Диморфу был разработан специалистами Лаборатории прикладной физики Джонса Хопкинса и нескольких других научных центров NASA. Он был запущен с помощью ракеты-носителя Falcon 9 с космодрома Ванденберг в ночь на 24 ноября 2021 года. Пролетев около 11 миллионов километров, к 27 сентября он достиг цели, то есть врезался в астероид со скоростью 6,6 км/с. Это произошло приблизительно в 2.15 по московскому времени.
Момент удара был зафиксированы бортовой камерой DRACO, после чего космический аппарат, весивший 550 кг, полностью разрушился. По оценкам специалистов, он произвел взрыв, равный по силе 1,5-2 тоннам тротила. Запечатлеть атаку со стороны должен был лёгкий итальянский спутник LICIACubeSat (он отделился от аппарата незадолго до столкновения).
Чуть позже этот малыш пришлет на Землю фото ударного кратера и прочие параметры Диморфа. Ученые ожидают после удара сокращения времени его обращения вокруг Дидима на 10 минут, однако будут считать успехом и изменение скорости полета на 73 секунды.
«Это выполнение миссии и демонстрация технологии, которая, может быть, однажды спасет нашу планету», — сказала заместитель главы NASA, бывший астронавт Памела Мелрой.
Кстати, в 2024 году к этой же парочке астероидов намерено отправить миссию «Гера» Европейское космическое агентство.
Мы решили поинтересоваться, есть ли подобные программы в России, у руководителя Центра планетарной защиты Анатолия ЗАЙЦЕВА.
- Несмотря на то, что мы разработали эту идею кинетического удара по потенциально опасному астероиду одними из первых, еще в 1990-х годах, дальше этого дело, увы, не пошло, – говорит Анатолий Васильевич. – Я тогда работал в НПО им. Лавочкина, позже был создан наш Центр. Мы также планировали создать ударный аппарат и направить его к астероиду вместе с аппаратом-наблюдателем, который должен был после разрушения основного КА передать на Землю снимки образовавшегося в результате взрыва кратера.
Кроме кинетического воздействия наши ядерщики прорабатывали (думаю, что в США тоже от нас не отставали) и ядерный удар по астероиду, который мог быть трех типов. Первый – «мягкое воздействие» – взрыв у поверхности астероида, который вызвал бы сильное испарение поверхностного слоя небесного тела и, соответственно, изменение его траектории. Второй – «удар по поверхности», и третий – «заглубленное воздействие», когда снаряд сначала внедрялся вглубь астероида.
Очень печально, что у такой большой страны, как наша, нет своей программы по защите от космических объектов. Мы даже не наблюдаем их как следует: за год меньше 0,1 % от мирового «урожая», то есть 2-3 астероида, в то время, как за рубежом открывают по 2-3 тысячи. Прогрессивные страны за последние 30 лет в совокупности организовали 12 экспедиций к астероидам и кометам. У нас – задумайтесь – не было ни одной!