Любопытно, как все быстро забывается. Ведь, по сути, Борисов повторил президенту его же слова годичной давности о планах свернуть работу на МКС после 2024 года в связи с сильным износом систем и оборудования на нашем, российском сегменте.
- Просто тогда, 12 апреля 2021 года, решение это, явно подсказанное президенту экс-главой "Роскосмоса" Дмитрием Рогозиным, было, скорее всего, не подготовлено до конца, – предполагает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – То ли мы уходим немедленно, то ли погодя, то ли потом... В течение всего года конкретные сроки «плавали». Однако сейчас стало понятно, что мы от того решения годичной давности никуда не ушли, все подписанные ранее с NASA соглашения остаются в силе именно до 2024 года.
«Мы выполним все свои обязательства перед нашими партнерами, но решение и уход с этой станции после 2024 года приняты», – сообщил Юрий Борисов президенту. Глава "Роскосмоса" также рассказал о начале формирования Российской орбитальной служебной станции (РОСС).
К его выступлению в телеграмм-канале госкорпорации был выложен первый этап развертывания РОСС. Напомним, что он предполагает выведение базового научно-энергетического модуля (НЭМ), узлового и шлюзового модулей на высокоширотную орбиту, позволяющую обозревать прежде всего всю территорию нашей страны, включая Арктику и Северный морской путь (с МКС лучше всего обозревались США).
На первом этапе на станции смогут располагаться лишь два космонавта. На втором этапе их количество может увеличиться вдвое в связи с появлением целевого и производственного модулей, а также платформы обслуживания.
Что касается второй, не менее важной, по словам Борисова, задачи, – обеспечения экономики страны качественной связью, спутниковой навигацией, космическими картами, тут большую роль будет играть то, насколько успешно в отрасли справятся с импортозамещением.
– Это самый главный вопрос, – говорит Иван Моисеев, – будет ли нам в новых условиях хватать на все средств? Если ракеты мы создаем, в основном, своими силами, то доля импорта в создании спутников у нас очень высока — до 80% на некоторых аппаратах. Если раньше мы могли выбирать лучшее из лучшего, то теперь выбор остается невелик, – только Китай. Для того, чтобы создать что-то качественное и свое, нужны и время, и деньги.
Но, по всей видимости, президент в Юрии Борисове, который ранее в качестве вице-премьера курировал "Роскосмос", уверен. «...Вы знаете перспективы, знаете наши конкурентные преимущества, знаете вопросы, которые требуют особого внимания», – отметил он, обращаясь к новому главе.