Исаак Маркович ушел из жизни в 101 год, в январе 2021-го. Коллеги и просто близкие люди долго решали: как увековечить память о нем? Ведь он был теоретиком, космологом, размышлял о происхождении мира, темной материи и Вселенной.
В конце концов друзья Исаака Марковича, экс-президент Российской академии наук Владимир Фортов, нынешний директор Института им. Ландау Игорь Колоколов и академик Алексей Старобинский остановились на скульптурной композиции, олицетворяющей одно из фундаментальных открытий в теоретической физике – БХЛ-сингулярность (Белинского-Халатникова-Лифшица). Изобразить сложнейшее теоретическое понятие решено было в виде воронки черной дыры, а в ее основании, в точке сингулярности (искривленной области пространства-времени) – пластические метаморфозы (ломаные линии).
О том, чем же ценно теоретическое открытие «Сингулярность Белинского-Халатникова-Лифшица», нам объяснила доктор физико-математических наук, преподаватель кафедры вычислительной физики на физтехе, дочь академика Владимира Фортова Светлана Фортова:
– Это открытие приблизило человечество к разгадке тайны возникновения Вселенной. Уравнение было решено Исааком Халатниковым совместно с Евгением Лифшицем и Владимиром Белинским в 1971 году и подтверждено компьютерным моделированием в начале 2000-х.
БХЛ-сингулярность, по словам Фортовой, редкое в теоретической физике явление, которое имеет визуальный образ. Этот графический знак считывается физиками и математиками во всем мире как общепринятое трехмерное изображение чёрной дыры в виде воронки с многочисленными пространственно-временными деформациями в точке сингулярности (она находится в нижней части воронки).
– Исаак Халатников, Евгений Лифшиц и Владимир Белинский сумели описать, как формируется сингулярность (или вечная неопределенность вещества, пространства и времени, как ее иногда представляют. – Авт.) черной дыры, как она пульсирует, как внутри нее материя рвется, как в миксере, и взбивается в пространственно-временную пену, – говорит Светлана. – Физики-теоретики пытаются математически описать появление нашего мира «из ничего», момента, когда одновременно появились Пространство и Время. Это событие называется Большой Взрыв. Хочется знать: а что было до него? Сам вопрос не очень корректен: считается, что никакого «до» не было, поскольку время тоже возникло в момент Большого Взрыва. А начальной точкой была Сингулярность – некое бесконечно плотное состояние пространства-времени.
Справка «МК»
Исаак Маркович Халатников – лауреат Государственной премии СССР, академик РАН, иностранный член Лондонского королевского общества, награжден большим количеством наград.