Чаще всего тяжелое течение COVID-19 и летальные исходы связаны с поражением легких и других жизненно важных органов, таких как сердце, печень, почки и головной мозг.
Однако, до недавнего времени у ученых было недостаточно данных о частоте и механизме внелегочного распространения SARS-CoV-2.
Решено было изучить это, используя данные посмертного исследования тканей умерших от ковида пациентов клиники РУДН. В работе описывается исследование тканей 36 пациентов, у которых брали образцы тканей и исследовали степень их поражения под электронным микроскопом в МГУ им. М.В. Ломоносова. В частности, из органов выделялись образцы РНК, и ученые методом ПЦР (той самой полимеразно-цепной реакции, которую используют для тестирования заболевших), определяли наличие в органе частиц вируса.
– Существует гипотеза, что поражение органов является следствием прямого воздействия частиц коронавируса, которые распространяются из легких в другие органы через кровь, – поясняет старший научный сотрудник лаборатории молекулярной гематологии НМИЦ гематологии Адхамжон Абдуллаев. – Мы решили проверить, так ли это. Оказалось, что чаще всего органы страдали не от прямого воздействия, а от опосредованного. Что это значит? Это значит, что после поражения первичного звена, то есть легких, вирус не поступает напрямую в другие органы через кровь. Чаще всего, как показали наши исследования, клетки сердца, печени или почек страдали не от наличия в них вируса, а в результате возникшей гипоксии из-за нарушения их кровоснабжения. Об отсутствии прямого воздействия вируса говорило то, что мы находили в органах (кроме легких) умерших людей признаки поражения, но не обнаруживали вирусного присутствия.
– Бывает ли так, что вирусом поражаются только легкие, и от чего это зависит?
Конечно. Но таких случаев гораздо меньше, чем полиорганных заражений. Так, среди исследуемых нами случаев мы обнаружили всего 30,5 процента больных с присутствием вируса только в легких и 63,9 процента — с поражением сразу нескольких органов.
– Вы установили, от чего зависит эта разница?
Она зависит, в основном, от степени вирусной нагрузки. Как правило, распространение вируса в другие органы происходит в начальной стадии воспаления легких.
- Судя по полученному вами соотношению, людей с полиорганным заражением больше, чем больных, у кого были поражены только легкие?
Не совсем так. Мы обнаружили это соотношение только среди умерших пациентов клиник, среди которых больший процент составляют пожилые люди. У них по определению чаще бывает более высокая вирусная нагрузка, чем у людей среднего возраста и молодых.
- А сказать, какие органы в первую очередь страдают при развитии полиорганного заражения, можно?
– Это было одной из целей нашей работы. Мы установили, что в первую очередь поражались лимфатические узлы, которые фильтруют лимфоток из первичного очага, затем, по убывающей шли заражения ткани сердца, печени, почек, селезенки и головного мозга. Например, мы обнаружили РНК SARS-CoV-2 в тканях лимфатических узлов средостения (комплекса органов, расположенных в области грудины) в 86,9% случаев, сердца — в 56,5%, селезенки — в 52,2%, печени — в 47,8%, почек — в 26% и головного мозга — в 13% случаев.
Кстати, нами в этой работе был описан довольно редкий случай выявления РНК коронавируса только в сердечной мышце у 90-летнего москвича. При этом в легких этого больного, как и во всех других исследованных органах, вирусных частиц у него не было обнаружено.
- Так разве бывает, что коронавирус «бьет» только в сердце, не затрагивая легкие?
– Такие редкие случаи были ранее описаны другими исследователями. Скорее всего, они связаны с аномально быстрым покиданием вирусом легких и очень высокой его концентрацией в миокарде.