Оказывается, эпидемия сродни цепным ядерным реакциям.
- Мы попытались применить метод решения уравнения переноса нейтронов для прогноза ситуации с пандемией, – говорит Рыкованов.
Ученые выбрали для своей модели так называемый агентный подход, то есть отклик системы на внешние воздействия. Системой в данном случае можно назвать наше с вами здоровье.
Итак, по словам Рыкованова, всю популяцию москвичей ученые разбили на группы по типу ежедневного поведения: рабочих, интеллигенцию, служащих офисов, представителей сферы жилобеспечения, дошкольников, школьников, студентов и пенсионеров. Поскольку у всех вышеперечисленных есть свой жизненный цикл, связанный с посещением определенных мест, специалисты наложили их на временную сетку, чтобы понять, где москвичи проводят больше всего времени.
В математическую модель были включены объекты городской среды, названными «ячейками контакта» - это квартиры, три вида транспорта, учебные заведения, рабочие офисы, три вида магазинов.
– Эти ячейки оказались характерными не только для Москвы, но и для всех крупных городов России, – комментирует Рыкованов. – Мы установили, что вероятность инфицирования является функцией от типа ячеек и количества людей в них.
Если со всеми вышеперечисленными данными было все более-менее понятно, то скрытые больные, то есть не регистрирующие заражение коронавирусом в медучреждениях, стали поначалу серьезной проблемой для математиков.
Прогнозисты рассмотрели почти идеальную модель поведения китайских граждан в зараженной провинции Ухань и более свободную, которую демонстрировали жители Нью-Йорка.
Если в Ухане большая часть граждан была изолирована, больные находились в стационарах, а здоровые с подозрением на инфицированность - в так называемых центрах здоровья, российские ученые сделали вывод, что доля скрытых больных там была весьма несущественной. Потому за основу взяли именно данные по Нью-Йорку, где ввиду отсутствия жестких правил изоляции доля скрытых больных варьировалась от 70 до 90 процентов.
– С учетом возможных погрешностей мы взяли среднее от нью-йоркского значение — 80 процентов, заложив его в нашу математическую модель, - говорит Рыкованов. – Исследуя все эпидемиологические факторы, мы пришли к выводу, что в первый период эпидемии основными каналами прихода инфекции в жизнь горожан были транспорт и работа. Спустя два месяца возросла и вероятность заражения дома.
Таким образом, ограничение прогулок, к которым призывали в то время пенсионеров, не оказало особого влияния на снижение напряженности медицинской сети.
После прихода в Москву штамма «Дельта», которому летом этого года потребовалось 60-70 дней, чтобы полностью сменить предыдущий штамм, математикам пришлось «перекалибровывать константы модели».
В итоге удалось составить прогноз развития пандемии коронавируса, в который были заложены ограничения перемещения граждан и темпы вакцинации.
Согласно приведенному ученым графику, ограничение, введенное на праздничные ноябрьские дни в Москве, предотвратило скачок заболеваемости, который изначально прогнозировался выше 10 тысяч человек в сутки. После него, буквально через 2-3 недели, произошло падение, сразу до 1,5-2 тысяч чел/сутки. Однако в последующие дни снова наметился рост. Так, на 15 декабря 2021 года в Москве было зафиксировано 2500 заразившихся.
Ситуацию должен поправить Новый год, а точнее, новое естественное ограничение перемещения граждан с 31 декабря по 9 января - имеется в виду, что они не будут ходить на работу и т.д.. На этот период ученые прогнозируют не более 500-1000 заразившихся в сутки.
Дальше снова последует плавный рост инфицирований, который, дойдя до 2-3 тысяч человек в сутки, снова упадет до 500-1000 человек в сутки в связи с майскими праздниками с 30 апреля по 8 мая. После кривая заражаемости снова плавно поползет вверх, но с трудом достигнет пика в 3 тысячи инфицированных к сентябрю. Примерно такое же число заражений специалисты фиксировали в марте прошлого года.
В заключении Георгий Рыкованов подсказал «рецепт» для полного подавления эпидемии в столице. Если раньше для этого требовалось 30 тысяч привитых в день, то с приходом «Дельты» надо, чтобы каждый день прирост вакцинированных составлял 50 тысяч человек.