Поговорить об этом мы решили с доктором физико-математических наук, заведующим лабораторией по теоретическому и экспериментальному изучению солнечного ветра и его влияния на околоземное пространство ИКИ РАН Юрием Ермолаевым.
Для начала напомним, что такое солнечный ветер. Это поток заряженных частиц плазмы Солнца. Он несется в окружающее космическое пространство из солнечной короны со скоростью 300—1200 км/с и подразделяется на спокойный (который вылетает от светила постоянно) и возмущенный (связанный с наличием солнечных пятен и корональных выбросов).
Группа сотрудников ИКИ РАН под руководством Юрия Ермолаева проанализировала параметры солнечного ветра на протяжении четырех 11-летних циклов солнечной активности, с 21-го (который начался в 1976-м году) по 24-й (он завершился в начале прошлого года). Ученые получили свидетельства уменьшения солнечной активности в межпланетном пространстве в 23 и 24 солнечных циклах по сравнению с предыдущими циклами. При этом неожиданно стало понятно, что интенсивность даже спокойного солнечного ветра снизилась по сравнению с началом космической эры.
Часть исследователей считает, что мы вступили в период сравнительно неглубокого минимума «векового цикла», другие говорят, что текущий период можно сравнить с так называемым «минимумом Маундера» (1645–1715 годов). Историки свидетельствуют, что в отдельные годы замерзал даже турецкий пролив Босфор!
– Юрий Иванович, расскажите, как вы поняли, что солнечный ветер утратил свою силу?
– В течение 20 лет в нашем институте создавался каталог, включающий в себя 45 лет наблюдений за солнечным ветром. Мы использовали для этого общий каталог NASA (в него входят данные от разных спутников, наблюдавших за Солнцем, включая советские и российские). Отличие каталога NASA от нашего в том, что там не анализировался тип солнечного ветра. Мы же «разложили» его по разным типам и уже для каждого из них провели свой детальный анализ.
В итоге мы поняли, что с конца прошлого века поток ветра каждого вида снизился в 1,5 раза. Это касается как солнечной массы, то есть плазмы, вырывающейся с поверхности светила, так и энергии, которую Солнце затрачивает на ускорение этой массы. Ни одна существующая модель, объясняющая формирование солнечного ветра, не может объяснить этих изменений, требуется существенный пересмотр наших представлений о светиле.
– Можно ли говорить уверенно, что такое 20-летнее падение силы солнечного ветра говорит о приближении нового «Маундеровского минимума»?
– Если в обычном максимуме солнечного цикла на Солнце наблюдается по 100 и более пятен в году, то в Маундеровский период в течение нескольких 11-летних циклов их насчитывались единицы. Представляете, вся жизнь Людовика IV, от рождения до смерти прошла под знаком этого минимума!
– Сколько же сейчас насчитывается пятен на Солнце?
- По итогам предпоследнего и последнего циклов, - по 70-80 магнитных пятен в год, из которых только единицы приводят к магнитным бурям на Земле, да и то слабого класса.
– Есть ли предпосылки того, что и новый цикл, который начался в начале 2020 года, усилит эту тенденцию?
– Посмотрим, до его максимума еще – лет пять.
– Если Маундеровский минимум повторится, как это будет увязываться с глобальным потеплением, о котором все сейчас говорят?
– Будет наложение этих двух циклов (увеличения температуры на Земле и уменьшения солнечной активности) друг на друга, а что в итоге получится, никому не известно, поскольку такого события еще никто не наблюдал.