Напомним, что об опасной ситуации на борту стало известно в понедельник утром из переговоров экипажа с наземными специалистами (об этом сообщили РИА "Новости"). Сообщалось, что около 10:06 по московскому времени мимо МКС пролетит опасный фрагмент «некоего спутника». Фрагмент этот объявился неожиданно, - так, что наземные службы слежения за космическими объектами ни в России, ни в США не успели отследить его траекторию и вовремя отклонить орбиту космической станции, чтобы избежать столкновения. Обычно это делается за сутки-двое до возможной «встречи».
Если заранее отследить мусор не удается, согласно правилам, членам экипажа дается команда срочно покинуть свои модули и перейти в спускаемые корабли. Так случилось и в понедельник. Россияне Антон Шкаплеров (он же командир МКС), Петр Дубров и американец Марк Ванде Хай перешли в «Союз МС-19», а члены американской миссии Crew-3 Раджа Чари, Томас Маршберн, Кайл Бэррон и астронавт Европейского космического агентства немец Маттиас Маурера - в свой корабль Crew Dragon.
После пролета фрагмента космического мусора, который, к счастью, держался вдалеке от станции, экипаж «Союза» вернулся в служебный модуль станции, а американский экипаж предпочел остаться в корабле в ожидании следующего пролета того же самого куска мусора (он ожидался в промежутке между 11:38 и 11:44 по московскому времени). На время второго сближения экипаж российского корабля снова занимал свои места на случай возможной эвакуации.
Подобная предосторожность применяется неспроста, - в случае, если космический мусор пробьет обшивку станции, и образуется сильная утечка воздуха, космонавты могут не успеть вовремя покинуть станцию.
В течение дня на МКС ждали еще как минимум два пролета фрагмента, но, к счастью, команды с Земли на очередную «эвакуацию» больше не поступало.
О подобной истории, которая имела место в 2011 году, «МК» рассказал летчик-космонавт и политический деятель Александр Самокутяев.
- Мы едва не столкнулись с космическим мусором в моем первом полете на МКС, - говорит Александр. - Его по какой-то причине не смогли отследить ни наши, ни американские баллистики. На станцию летел немаленький фрагмент китайского разрушенного накануне спутника. По какой причине он потерпел крушение, доподлинно нам не сообщили.
Команда ЦУПа: «Занять места в корабле «Союз». В 11:26 ожидайте столкновения», - до сих пор вспоминается отчетливо. Это было похоже на ситуацию из какого-то художественного фильма про подводную лодку. «Услышите удар по корпусу, - сразу отстыковывайтесь!», - последовала вскоре вторая команда. Если бы фрагмент пробил отверстие в обшивке модуля станции, мы бы успели отчалить. А если бы попал в корабль?!. Как потом выяснилось, кусок китайского спутника пролетел от МКС на рекордно малом расстоянии - в 110 метров со скоростью 11 км в секунду. Только после того, как нам дали отбой из ЦУПа, мы с моим напарником Андреем Борисенко и американским астронавтом Рональдом Гараном вздохнули спокойно и вернулись в модуль станции.
Кстати, подобная ситуация с обломком китайского спутника Fengyun-1C едва не произошла и в среду, 10 ноября. Правда, тогда специалисты с Земли успели заметить его заранее и провести маневр уклонения станции, подняв ее высоту на 1,2 км при помощи включения двигателей корабля «Прогресс».