По данным независимого демографа Алексея Ракши, за прошлую неделю число избыточных смертей в стране составило примерно 3750 в сутки (26500 за неделю), общее - примерно 8500 в сутки. "В октябре можно предположить 245 тысяч смертей (из них 97-98 тысяч - избыточных). Мой прогноз на ноябрь - 120-140 тысяч избыточных и 260 тысяч всего. Всё это - абсолютные рекорды за всю послевоенную историю. Уже нет никакого шанса, что по итогам года число смертей окажется ниже 2,4 млн, а естественная убыль - меньше миллиона", - отмечает Алексей Ракша.
Врач-кардиолог, работавший в ковидарии, Алексей Федоров называет четвертую волну в стране "провинциальной". Как пишет он в своем блоге, "конечно, в Москве и Питере тоже немало заболевших, но нынешний рекордный прирост как заболеваемости, так и по смертности идет за счёт «остальной России». Федоров отмечает, что привитые не болевшие болеют легко, случаев среди переболевших и в последующем привитых практически нет. Но это не значит, что вакцина защищает стопроцентно. «Думаю, с высокой долей вероятности это будет последняя мощная волна в столице. После неё в городе останутся переболевшие/привитые/переболевшие и привитые. Пятая волна доберёт небольшое количество оставшихся непереболевших и будет самой маленькой из всех. С Россией тяжелее, на просторах страны ковид будет распространяться дольше», - пишет Федоров.
Микробиолог, ассистент кафедры науки педагогического факультета Manchester Metropolitan University Виктория Доронина на вопрос "МК" есть ли шансы, что все кончится в 2022 году, ответила: "Увы, ничего хорошего ждать не приходится. Мир вступает в очередную зимнюю волну. Там, где отказались от санитарных мер, вроде ношения масок и соблюдения социальной дистанции, идет увеличение числа заражений. В странах, где есть высокий уровень коллективного иммунитета за счёт высокого уровня вакцинации плюс переболевшие, нагрузка на больницы и кладбища снижается, но всё равно остается высокой. В странах, которые не смогли или не захотели вакцинировать большую часть населения, эта четвертая волна ничем не уступает, а порой и превышает величину первой и второй волн. Есть исследования, которые показывают, что иммунитет к SARS сохраняется в среднем 20 недель. Если раньше переболевших дважды были единицы, то теперь этим никого не удивишь. Уже можно сказать, что надежды на развитие коллективного иммунитета в результате естественного распространения вируса не оправдались. Если число заново переболевших приблизительно равно числу тех, кто теряет иммунитет из-за давности, вирус может ходить по кругу. Если у вас затапливает лодку, и вы вычерпываете воду с такой же скоростью, как прибывает вода, никуда сдвинуться вы не сможете. Без массовой вакцинации ничто не мешает получить весеннюю, а потом и осенне-зимнюю волну коронавируса. Фактически, мы наблюдаем переход коронавируса в "режим гриппа", когда десятками лет есть две волны. Только у гриппа это происходит в результате появления новых штаммов, а у коронавируса тот же штамм слегка себя изменяет для увеличения эффективности распространения. Я не вижу шансов, что в 2022 году вирус внезапно исчезнет".
Виктория Доронина составила для "МК" сценарии оптимистического и пессимистического прогноза развития пандемии: "Оптимистический - наконец появится "добрый SARS-2", которого ждут с начала пандемии. Штамм, который будет распространятся быстрее уже имеющихся и вытеснит их, но подавляющее большинство людей будут болеть бессимптомно. Создание после болезни многолетнего устойчивого иммунитета находится за пределами моего оптимизма. Пессимистический высказал российско-американский учёный Алексей Кондрашов на основании того, что пока SARS-2 эволюционирует в сторону не только быстроты распространения (Альфа вариант распространяется быстрее исходного на 50%, Дельта на 50% быстрее Альфы), но и увеличения тяжести заболевания. Он предсказал появление штамма с 10% летальностью. Оговорюсь, что я считаю это настолько же маловероятным, как появление "доброго SARS-2".
Наиболее вероятен реалистичный вариант выше - повторение волн годами. Есть масса таких заболеваний, от ВИЧ до малярии, от которых ежегодно умирают сотни тысяч людей по всему миру. За счёт того, что это происходит в странах третьего мира, мы об этом мало знаем. Возможно, коронавирус - болезнь, которая пробила защиту стран побогаче".
Помогут ли локдауны? Какие меры сейчас должны предпринять страны, чтобы хотя бы минимизировать потери? "Набор мер известен уже сотни лет - улучшение гигиены, отмена массовых мероприятий, маски, социальная дистанция, в крайнем случае локдауны. К этому набору добавился высокий уровень вакцинации населения, - продолжает Виктория Доронина. - Локдауны всегда были крайней и кратковременной мерой, поскольку они наносят серьёзный экономический и психологический ущерб населению. Они могут временно сбить распространение вируса. Но если поведение людей после локдауна останется прежним, то после временного снижения числа инфекций всё вернётся на круги своя@.
Многие эксперты сегодня выражают тревогу, что вакцин в мире не хватит на всех. Но вот здесь г-жа Доронина настроена оптимистично: "Вакцины постоянно производятся в больших количествах, поэтому теоретически их должно хватить. Есть программа помощи бедным странам, COVAX, в которой страны Запада обязались поставить миллиард доз в страны третьего мира. Но, как мы видим, проблема не только в том, что не хватает прививок желающим, а в том, что не хватает желающих. Так в России некоторые смогли вакцинироваться третьей дозой - т.н. бустер - в то время как большое число людей еще не вакцинировались первой дозой, потому что не хотят. Ситуация в Беларуси и на Украине еще хуже, там привились двумя дозами 20% и 16%, соответственно".
Алексей Федоров, тем временем, делится наблюдениями, что характеристика эпидемии в Москве стала меняться: "Если в предыдущие подъемы других ОРВИ практически не было, то в этот раз бывает так: на одном этаже в офисе распространяется COVID, а на другом - обычное сезонное ОРВИ. В одном из таких случаев, получив отрицательный результат на ковид, мы провели ПЦР- диагностику на ОРВИ и выделили рино-синцитиальный вирус - типичный сезонный возбудитель. А ранней осенью по столице прошёл риновирус. Это знак того, что COVID начинает сдавать позиции. Учитывая появление сезонных ОРВИ, вероятно этой зимой вернётся грипп".
Однако Виктория Доронина все же не считает обнадеживающим факт появления сезонных вирусов: "Это признак плохой гигиены в общественных местах и несоблюдения мер предосторожности. Кстати, то же самое наблюдается в Британии, где на фоне 90% населения с антителами, среди которых около 80% создано вакцинацией, отменили все антиковидные меры. Результат - повышение заболеваемости сезонными вирусами, от гриппа до риновируса. Дело в том, что разные ОРВИ не мешают друг другу. Например, можно одновременно болетьSARS-2 и гриппом, и результат будет гораздо хуже, чем каждая болезнь по отдельности. Иммунитет против одного вируса не защищает от другого. Наоборот, любая инфекция ослабляет организм и делает его более чувствительным к заражению другим. Радость по поводу возвращения ОРВИ похожа на радость при известии о положительном тесте на гонорею под предлогом, что это означает отсутствие сифилиса. На самом деле, ровно наоборот - и болезни, передающиеся половым путём, и ОРВИ обычно в одиночку не ходят".
"COVID оказался цепким и въедливым. Становится очевидно - рано или поздно этой инфекцией переболеет каждый. Предсказать, как организм отреагирует на мутанта, сегодня невозможно", - говорит Алексей Федоров.