Предметом почти тридцатилетнего научного интереса профессора Калифорнийского университета из Сан-Франциско Дэвида Джулиуса стало содержащееся в жгучем красном перце вещество капсаицин (именно оно вызывает жжение при употреблении этого овоща). Ученый проводил с ним эксперименты, начиная с 1990-х годов прошлого века. В результате такой долгой и кропотливой работы удалось выделить ген, который экспрессируется в сенсорных нейронах: именно он делал чувствительными ранее не реагировавшие на капсаицин клеточные культуры. А вот серия экспериментов с мятой помогла обнаружить еще один рецептор (TRPM8), который активировался холодом.
Долгое время не удавалось дать точного ответа на вопрос, почему любое механическое воздействие у млекопитающих создает у них чувство прикосновения. Однако в 2010 году научному коллективу во главе с профессором Института Скриппс Ардемом Патапутяном удалось обнаружить выделил клеточную линию, которая при прикосновении к ней микропипетки производила измеряемый электрический сигнал. Ученые изучили 72 гена и обнаружили один, отключение которого делает клетки нечувствительными к прикосновению. Кроме того, оказалось, что он же отвечает за ощущение человеком собственного положения в пространстве, а также участвует также в регуляции артериального давления, дыхания и мочеиспускания.
Как рассказал «МК» врач-невролог поликлиники №4 Управления делами президента, доктор медицинских наук, президент Ассоциации специалистов научно-практической медицины в поликлинической службе, врач невролог Рафиз Шихкеримов, основная ценность этого открытия коснется возможных разработок новых средств для купирования болевого синдрома:
– В мире уже существуют препараты, созданные на основе действия на рецепторы, связанные с капсаицином. Например, капсаицин-содержащие обезболивающие пластыри.
Открытие новых рецепторов либо нового класса рецепторов открывает новые возможности для синтеза препаратов для обезболивания, и в том числе для борьбы с хроническим болевым синдромом. В наши дни биохимики проводят большие исследования на эту тему, так что новое открытие представляет огромную практическую ценность.
– Но ведь речь идет не о болевой чувствительности, а о температурной?
– Поверхностная чувствительность – и болевая, и температурная – связаны. Например, если не очень высокая температура, боль не ощущается, но при ее повышении боль будет нарастать. Поэтому нам остается ждать новых эффективных обезболивающих средств.