Сеть будет состоять из нескольких проектов, которые начнут воплощаться в жизнь уже в ближайшее десятилетие.
Первый из них называется «Lunar Pathfinder» («Лунный следопыт»), его планируется запустить в 2023 году. Это будет первый аппарат с GPS-системой, который позволит провести эксперимент по определению местонахождения лунной станции (NASA планирует запуск первого ее модуля также к 2023 году) и других спутников летающих по орбите Луны.
После эксперимента с «Лунным следопытом» возле спутника Земли появится еще 3 или 4 европейских аппарата, которые будут относиться к проекту «Moonlight» («Лунный свет»). Система будет установлена на орбите Луны, имитируя своеобразный купол. По замыслу, сеть должна полностью покрывать Луну и отслеживать нахождение и перемещение космонавтов и техники по поверхности. Кроме навигационной системы для Луны, она будет обеспечивать телекоммуникацию с Землей. Задумываемая точность позиции должна достигать 1 метра, что по параметрам близко к системе земной навигации, осуществляемой при помощи спутниковых орбитальных группировок.
Лунный «GPS” значительно облегчит задачу исследования Селены тем, что благодаря этой навигационной системе, космическим разработчикам уже не придется устанавливать тяжелое навигационное оборудование на другие аппараты, которые в будущем полетят к Луне.
Планируется, что согласование полноценного навигационного проекта с Европейским космическим агентством пройдет в 2022 году, а начало работ наступит в 2023 году и займет около пяти лет.
Прокомментировать для «МК» данный проект и ответить на вопрос есть ли у России подобные технологии, согласился главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
— В чем уникальность сети «Moonlight»?
Эта система навигации уникальна для применения как на поверхности, так и на орбите Луны, но имеет аналоги на Земле. Это тот же ГЛОНАСС и GPS. Однако сеть будет обеспечивать значения не точно, то есть в какой-то момент она может работать, а в какой-то нет. Это будет зависеть от количества аппаратов, составляющих систему, – чем их больше, тем точнее. Но надо понимать, что это большие затраты. В любом случае придется создавать какую-то поддерживающую базу если не на спутнике, то на Земле. На данный момент непонятно, сколько будет потрачено в целом на подобную сеть и будет ли вообще идея в ближайшее время воплощена.
— Есть ли что-то подобное в России?
— Знаете, заявленных планов со стороны Роскосмоса не было. Есть какие-то обсуждения. В основном ведутся разговоры о необходимости и принципах построения системы для дальнейших операций на поверхности и орбите Луны. Компании, как правило, начинают разрабатывать конкретные планы, только когда получают финансирование.
— Трудно ли получить финансирование?
— Не очень легко, необходимо предельно детально и ясно обосновать необходимость таких проектов. Навигационная система не является первостепенной задачей, однако значительно облегчит последующие исследования. Если появится проект, который будет продолжаться долго и требовать такого оборудования, то, скорее всего, примется решение о необходимости построения похожей системы.
— Могут ли при получении должного финансирования российские технологии воспроизвести что-то подобное?
— Да, но, скорее всего, это будут уже улучшенные технологии. В любом случае будет какое-то развитие в данной системе. Та же система ГЛОНАСС на глазах развивалась и становилась дешевле, произошел прогресс в цифровой и военной технике. Сейчас уже поддерживать систему не так дорого, как раньше.