− Вы первая группа журналистов, которым мы демонстрируем первый модуль нашей новой станции, - сказал собравшимся заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель российского сегмента МКС Владимир Соловьев. – Вы думаете, что это блеф? На самом деле я уверен, что в 2025 году он полетит. Вы видите перед собой уже летный образец.
Почему Россия уходит с МКС
По словам исполнительного директора по перспективным программам и науке госкорпорации «Роскосмос» Александра Блошенко, наша страна готова выполнить все свои обязательства по эксплуатации российского сегмента МКС до 2025 года. Если не так давно еще ходили слухи, что мы можем остаться там и до 2030 года, если с этим согласятся наши американские партнеры, то с конца 2020 года ситуация в корне изменилась. Очень веской причиной тому стали несколько трещин в служебном модуле «Звезда», по которым специалисты поняли, что металл, служивший больше 20 лет, все-таки устал. Плюс – из строя начало постепенно выходить оборудование. Как сказал недавно глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, до 80 (!) процентов приборов нуждается в замене. Но есть еще одна причина, которая, что называется, назрела давно, и ученые об этом говорили не раз. Ее озвучил Александр Блошенко:
– Нами была проанализирована текущая ситуация и мы пришли к выводу, что наклонение станции в 51 градус себя полностью исчерпало с точки зрения целесообразности и научной новизны проводимых работ. Станция это прежде всего лаборатория для проведения прикладных и фундаментальных работ, для накопления новых знаний, изучения дальнего космоса, площадка для отработки целевого оборудования для космических аппаратов. Выслушав предложения наших институтов, в частности РКК «Энергии», мы согласились с изменением концепции станции – переходом на другое наклонение в 97-98 градусов.
«Лунный» тренажер
Итак, что даст российским ученым новое наклонение (это гипотетическая окружность, которую описывает станция вокруг Земли под определенным углом к экватору). Если повышается угол, то орбита смещается к приполярной области и получается совсем другой охват земной поверхности, который станция может наблюдать.
− Мы будем видеть 100 процентов нашей территории по сравнению с нынешними 20 процентами, которые мы видим с МКС, - поясняет Блошенко. – В последнее время роль Северного морского пути резко возросла, особенно на фоне сложностей, которые возникли недавно в Суэцком канале. С новой станции мы будем видеть все свои территории, включая арктическую зону.
Есть еще один плюс отправки новой станции на приполярную орбиту – на этом наклонении на треть возрастет космическое и солнечное излучение. Какой же в этом плюс, спросите вы? Он в том, что у России появляется уникальная возможность отправлять своих космонавтов пожить на орбите, идентичной лунной по силе этого самого излучения. Это как раз шанс как следует отрепетировать будущие полеты в дальний космос.
Космическая парковка
Новая орбитальная служебная станция будет комплектоваться на орбите в два этапа. Первый начнется в 2025-2026 годах с выведением НЭМа.
– После НЭМа к станции отправится узловой модуль, а за ним, к 2028-му году — базовый модуль, который по размерам будет напоминать НЭМ, и шлюзовой модуль, - поясняет Владимир Соловьев.
С 2030 по 2035 годы, по словам заместителя генерального директора, начнется второй этап формирования космического дома. На нем к станции добавятся целевой модуль, целевой производственный модуль и платформа обслуживания космических аппаратов.
− Мы не могли сделать этого раньше на МКС, хотя идея существует давно, – поясняет Соловьев назначение платформы. – У нас появится выносной стапель, на котором мы сможем парковать разного рода автоматические аппараты, спутники. Здесь будет проходить их ремонт, заправка, юстировка полезной нагрузки, а затем они снова будут отправляться на свои орбиты. Кроме того, мы создадим парк буксиров, которые смогут выводить автономные модули на нужную нам орбиту в нужное нам время.
– Много ли надо было изменить в НЭМе для подготовки его к новой станции? - спрашивают Владимира Алексеевича журналисты.
– Чтобы его видоизменить, нужно 1,5 -2 года. Он полетит не на ракете-носителе «Протон», как раньше предполагалось, а на «Ангаре-А5М». В связи с этим возникает необходимость иных конструктивных решений. Если на МКС он должен был стыковаться к основному модулю как вспомогательный, то здесь он становится центральным, и у же к нему будут позже стыковаться другие аппараты. В нем будут жить люди, а это значит, надо создать более серьезную среду обитания.
– Подъем кораблей к станции РОСС будет сложнее, чем к МКС. Это явно не удешевит старты. Насколько возрастет нагрузка по сравнению с доставкой кораблей к МКС?
– При отправке полезной нагрузки на тяжелой ракете мы теряем 4-5 тонн. Старты с экватора — минимальны по затратам, а если мы взлетаем с более высоких широт и в сторону полюса, это, безусловно, требует больше энергетики.
Родоначальник будущих модулей
О дополнительных особенностях НЭМа нам рассказал его главный конструктор Алексей Бидеев.
Оказывается, изделия такой размерности у нас еще не было. Это первое, в котором комфортно жить и продуктивно работать смогут сразу шесть человек. Недавно космонавтам представилась возможность заглянуть внутрь аппарата, и они были приятно удивлены, назвали «мечтой».
Специалисты надеются, что НЭМ он послужит родоначальником, своеобразной модульной платформой для других частей станции.
По сравнению с модулями МКС, создаваемых в 80-90-х годах, материалы новых изделий более прочные, здесь используются новые технологии обработки материалов, разные виды сварки. Так, прочность сварочного шва в НЭМе лучше, чем прочность основного металла. К тому же они будут оборудованы более современным интерфейсом человек-машина, более совершенным замкнутым циклом среды обитания. Если сейчас на МКС космонавты вторично используют только 40 процентов отходов, в современной системе появится возможность использовать до 95-90 процентов.
Все, что мы услышали, конечно, воодушевляет: наконец-то у России появилась своя, вполне внятная цель. Только есть один нюанс: пока предложение о создании РОСС не одобрил президент страны. «У нас есть предложения отраслевых институтов, есть поддержка правительства, о проекте было доложено президенту 12 апреля, - сказал нам Александр Блошенко. – Теперь ждем от него поручения или соответствующего нормативного акта. Только после этого мы официально уведомим о нашем уходе NASA. Процесс не будет резким».