Сначала это была обычная физическая подготовка космонавтов: помимо обязательной ежедневной зарядки на свежем воздухе три раза в неделю члены первого отряда бегали кросс, занимались на батуте, играли в хоккей и баскетбол.
«Играли на открытой хоккейной площадке в отведенные для этого дни, – рассказывает Борис Валентинович. – Какого-то строгого деления на команды между нами не было, каждый раз состав соперников менялся. Единственное, что все время приходилось соблюдать, так это то, чтобы мы с Герой Титовым (Герман Титов – второй космонавт Земли) или с Валерой Быковским оказывались в разных командах. Мы уверенней всех катались на коньках».
Мой собеседник всегда был нападающим, Юрий Гагарин – защитником, на воротах стояли либо Павел Попович, либо Алексей Леонов.
«Леонов до самого конца напоминал мне об одной игре, – вспоминает Волынов. – «Ты знаешь, у меня колено до сих пор болит после того случая, когда ты попал в него шайбой!» – упрекал меня Алексей. А я что? «Я бросал в ворота, а там уж тебе было решать, подставлять колено или отойти в сторону», – отвечал я».
В 1963 году в Звездный городок сыграть с космонавтами в хоккей приехали товарищи из ЦК ВЛКСМ.
«Выходят они на лед в красивой профессиональной форме импортного пошива, – вспоминает Волынов, – а мы кто в чем, как обычно, в своей спортивной форме. И тут Юра (Гагарин. – Авт.) предложил: «Давайте, чтобы мы тоже быстро могли отличать своих, наденем поверх имеющейся у нас одежды хлопчатобумажные красные майки с длинными рукавами!». Нас тогда хорошо снабжала оборонка: майки были удобные, очень гигиеничные и хорошо растягивающиеся. Ну а надев их, тут же решили (по-моему, Юра и решил) написать мелом на груди «Наши». Так и образовалась команда «Наши».
Несмотря на красивое обмундирование, комитетчики играли намного хуже «Наших», и космонавты, чтобы не обидеть гостей, решили с какого-то момента немного поддаться противникам. В общем, матч закончился ничьей.
Потом было еще много смешных и курьезных моментов, связанных с игрой в хоккей, о которых Борис Волынов вспоминает с нескрываемым удовольствием, словно снова погружаясь в ту беззаботную атмосферу молодости, когда все его товарищи были еще живы...
«После возвращения из космоса Германа (Титова) мы договорились с ребятами пойти поиграть на стадион, – говорит Волынов. – Автобус, который нас довез туда, использовали в качестве теплой раздевалки.
Посмотреть на игру пришли наши жены и дети. Матч был энергичным, болельщики и болельщицы кричали что есть мочи, а мы так и вовсе разыгрались, словно профессиональные игроки. Герман, словно позабыв, что во второй половине дня его ждали для телеинтервью в Останкино, отчаянно гонялся за шайбой. В какой-то момент кто-то из наших, сейчас не могу вспомнить кто, очень хорошо прижал его к борту. Игрок был не слишком опытный, а масса большая... Обтесал он Титову все лицо. Как ехать на телевидение?!
Свернули мы тут всю игру, и Герман наш поехал в... Большой театр, гримироваться. Центральное телевидение – значит, и театр должен был быть центральный (смеется). К счастью, загримировали Титова хорошо, сидел он немного боком к камере, пряча следы борьбы, – никто ничего не заметил».
Естественно, папы-космонавты не могли не заражать своим спортивным азартом детей. Вокруг членов первого отряда всегда толпилась детвора.
«Ну а мы никогда и не отделывались ни от кого, – говорит Борис Валентинович. – Всегда с удовольствием учили их гонять шайбу».
Члены первого отряда были знакомы со многими хоккеистами-профессионалами из нашей прославленной сборной – «Красной машины», как называли ее тогда иностранцы. Однако ни одного матча с ними не провели. По словам Волынова, им было понятно, кто победит в такой игре, а потому никогда и не пытались. Но однажды, наблюдая за игрой советской сборной с канадцами в Лужниках (шел товарищеский турнир), Борису Валентиновичу пришлось спасаться бегством... А виновницей конфуза стала его супруга Тамара Федоровна, которая и рассказала нам эту историю во всех красках.
«Наблюдаем мы за матчем, сидя на трибуне вместе с иностранной официальной делегацией. Я была одета «протокольно» – в элегантной шубке, шляпке, – вспоминает Тамара Волынова. – И вдруг вижу, что наш игрок бежит с шайбой в свою сторону. Что тут со мной приключилось! Невзирая на окружавшую нас публику, я вскочила с места, сорвала шляпу и махая ею, начала кричать нашему игроку: «Что ж ты делаешь?! Там же наши ворота!» Сын, который сидел по одну сторону от меня, шепчет: «Мама, что ты кричишь? Он правильно делает». Оказалось, что я пропустила момент, когда команды поменялись воротами, и считала, что наш хоккеист сошел с ума (смеется). В следующий момент я оглядываюсь и вижу только спину моего любимого супруга, которого после моего эпатажа как ветром от меня сдуло».
«Куда было деваться, – добавляет Борис Валентинович, – я отскочил от нее сразу, чтобы не позориться» (смеется).
Тут надо отметить, что Тамара Федоровна давно ведет летопись Первого отряда, она же предложила для матча, который состоится 3 апреля в Электростали, дизайн формы, в которой будут играть космонавты – последователи той славной команды «Наши». На красном фоне, который выбран в память о тех хлопчатобумажных майках, в которых играла команда Гагарина с членами ЦК ВЛКСМ, она предложила разместить крупные фотографии их друзей: Гагарина, Леонова, Титова... – всех, кто уже улетел в свой вечный космос, оставив после себя добрую память.
Эту форму наденут на себя Юрий Лончаков (он будет нести на себе портрет Юрия Гагарина), Михаил Тюрин (он будет играть с портретом Алексея Леонова), Сергей Залётин (с портретом Германа Титова), Александр Самокутяев (с портретом Владимира Комарова).
Форма будет пронумерована в соответствии с порядковыми номерами космонавтов Первого отряда. В свитере с портретом Бориса Волынова под его порядковым номером №14 на лед выйдет внук космонавта Талгата Мусабаева. Не это ли – спортивно-космическая преемственность поколений!
«У меня был счастливый номер: две семерки, – гордится Борис Валентинович, – потому и жив остался».
Было бы несправедливо не отметить тех, кто воссоздал команду «Наши». Это произошло в марте 2015 году благодаря действиям летчика-космонавта Юрия Лончакова, который был тогда руководителем Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и легендарного советского хоккеиста, олимпийского чемпиона, трехкратного чемпиона мира и Европы, члена Совета легенд Ночной хоккейной лиги Виктора Шалимова.
Кстати, матч будет проведен не только в честь 60-летия полета первого человека в космос, но и в связи с 75-летием российского хоккея, которое тоже отмечается в этом году. Игра состоится в электростальском Ледовом дворце спорта «Кристалл» с командой работников газотранспортной отрасли.