Климатологи перекраивают свои карты. Территория Западной Европы, которая, как предполагалось ранее, уйдут под воду в результате активного таяния ледников, теперь, наоборот, должна покрыться вечными ледяными торосами, погрузиться в белое безмолвие.
К чему нам готовиться?
Вообще-то говоря, для жителей планеты и тот, и другой вариант означает катаклизм библейского масштаба. Какая разница в результате чего эвакуироваться из прибрежных территорий: из-за небывалых наводнений или надвигающихся ледников?
А неутешительные прогнозы ученых по северной Атлантике как никогда тревожны. Группа немецких исследователей из Потсдамского института изучения климата, совместно с коллегами из других стран, зафиксировали рекордное снижение скорости Гольфстрима за последнее тысячелетие. Не внушают оптимизма результаты, полученные из другого конца света. Так, ученые Вашингтонского университета, Национальной лаборатории Лос-Аламоса и Национального управления океанических и атмосферных исследований зафиксировали увеличение за последние 20 лет содержания пресной воды в Северном Ледовитом океане на 40 % - что жителям Западной Европы и США сулит зимой трескучие морозы, а в летний период – дефицит осадков.
Однако у скептиков возникает вопрос: почему прогнозы по ледниковому периоду появились именно в эту морозную зиму?
Когда зимы были теплыми, все говорили о глобальном потеплении. И мы охотно соглашались. А что еще, если не потепление, и если уже в январе на деревьях набухают почки?!
А как только по миру (не только в России) прокатились аномальные холода, ученые сразу заговорили о надвигающейся ледниковой катастрофе.
Ведь давно доказано, что изменение климата (глобальное потепление) связано с техногенной деятельностью человека, с выбросами парниковых газов в атмосферу. Разработана программа по снижению таких выбросов: вспомним документы Киотского протокола и ныне действующего Парижского соглашения.
В некоторых странах автолюбители чуть ли ни поголовно пересели на электромобили. Все ради того, чтобы Земля не превратилась в Венеру. Считается, что именно парниковые газы сделали ее сковородкой, не пригодной для жизни.
А теперь получается, что человек в изменении климата вроде бы и не при чем. И не туда качнулись климатические качели, а совсем в другую сторону
Ситуацию мы попросили прокомментировать Алексея Карнаухова – ведущего научного сотрудника Пущинского федерального научного центра РАН. Который еще в 1996 году стал автором релаксационной модели оледенения Северного полушария. И предсказал, что глобальное потепление приведет к... наступлению ледникового периода.
- Так что же будет на нашей планете: холодно или горячо? - спрашиваем ученого.
- Речь не идет о том, что будет - или-или, глобальное потепление или ледниковый период, - отвечает он.- Такой альтернативы нет. Продолжается глобальное потепление, и оно никуда не делось. Посмотрите в окно – и сами его увидите воочию.
При созерцании такой картины все разговоры о ледниковом периоде исчезают сами собой.
Однако глобальное потепление может привести к остановке Гольфстрима, вот тогда наступит настоящий ледниковый период. Такая погода, как сегодня – снега, гололедица - будет не в феврале, а июне-июле.
- Временные интервалы таких катаклизмов существуют?
- Все зависит от того, как быстро будет нарастать сброс пресной воды с ледников в Гренландии. Картина течений северной Атлантики зависит от того, как происходит распреснение северной части океана. Перестройка течений в этом районе может спровоцировать начало нового ледникового периода.
- Можно чуть подробнее?
- Гольфстрим несет тепло тропиков от берегов Флориды к берегам Норвегии. У Ньюфаундлендской банки, это Канада, в него «врезается» холодное Лабрадорское течение. Сейчас плотность вод Лабрадора гораздо выше, они тяжелее, чем у Гольфстрима и они «подныривает» под него. И не мешают двигаться на север, обогревать полярные области Европы и США.
Пока так. Но в результате повышения среднепланетарной температуры, ледники Гренландии активно тают, распресняют воду Атлантического океана, она становится менее плотной и более легкой. В перспективе холодное Лабрадорское течение может не подныривать под теплый Гольфстрим, а упереться в него, тем самым заблокировав его движение в северные широты.
- И когда такая «перспектива» может наступить?
- Это сложный процесс. Никто сегодня не назовет точную дату. Через 15, 20 или 50 лет.
- Немецкие ученые, которые подтверждают данные о замедлении Гольфстрима, отводят срок до конца нынешнего столетия.
- На мой взгляд, это может случиться пораньше, лет через 30.
Мы живем на большой климатической бомбе. Остановка Гольфстрима, этой «печки» Западной Европы, означает гибель цивилизации Европы. Ее северная часть покроется ледниками, южная превратится в тундру. Как геополитическая реальность Европа просто перестанет существовать. Среднегодовые температуры там упадут на 10-20 градусов, континент станет непригодным для обитания, я не говорю уже о ведении сельского хозяйства.
- Россию эти процессы тоже зацепят?
- Среднегодовая температура в Питере может упасть на 20-25 градусов. Когда Гольфстрим останавливался в прошлом, а в истории человечества такое уже происходило, ледники доходили до широт Харькова и Запорожья.
- То есть, глобальное потепление для человечества – все-таки, лучше, чем ледниковый период?
- Глобальное потепление, которое происходит сейчас, на 1-2 градуса, по большому счету, вещь не страшная. Но если оно перейдет в стадию парниковой катастрофы, то спастись не удастся никому, температура на планете может вырасти до 100 градусов, нас не спасут никакие бункеры или бомбоубежища...