Напомним, что первые сообщения об утечке воздуха на МКС появились осенью 2019 года. Весной и летом 2020-го экипаж пытался найти место течи. Было подозрение, что оно находится в американском сегменте станции. Чтобы проверить эту версию, весь международный экипаж даже изолировался в российском жилом отсеке, перекрыв доступ в другие модули. В конце концов, только в сентябре стало понятно, что воздух утекает из российского модуля «Звезда», а точнее, из его переходного отсека ПРК (переходной камеры со стыковочным узлом).
Щель оказалась такой микроскопической, что ее до последнего времени не мог зафиксировать ни наш, ни американский ультразвуковой прибор, - лишь по манометру космонавты ежедневно фиксировали падение давления, воздух выходил примерно по полтора килограмма в сутки. На прошлой неделе Анатолий Иванишин и Иван Вагнер все же справились с задачей — нашли место утечки при помощи легчайших чаинок, извлеченных из обычного чайного пакетика. Поток воздуха, затягивающий их к одной из стенок ПРК, и указал на место предполагаемой щели.
После этого обшивку, на которую «указали» чаинки, пытались заклеить при помощи скотча, специального пластилина, но все тщетно. В начале этой недели космонавты применили специальную каптоновую ленту, которая используется для ремонта мелких повреждений оболочки космических кораблей. Но после этого ремонта течь... усилилась. С 19 по 20 октября, как следует из разговора космонавтов с ЦУПом, давление в ПРК упало на 50 миллиметров ртутного столба, достигнув значения 670 мм рт. столба. В связи с этим возникло много вопросов, ответы на которые мы получили от источника в космической отрасли.
Как могла образоваться щель в обшивке корабля?
По словам собеседника «МК», сейчас в качестве рабочей рассматривается версия повреждения корпуса ПРК при стыковке пилотируемого корабля «Союз-МС-15» 25 сентября 2019 года, которая происходила в автоматическом режиме. Несмотря на то, что «автомат» обычно делает это очень плавно, при механическом соединении корабля и станции произошел небольшой толчок, который ощущали космонавты. После этого, как следует из трансляции стыковки, они проверили все системы на герметичность, но ничего не обнаружили. «Видимо, не совсем плавная стыковка, удар и образовал микротрещину, которая в первые часы себя никак не проявила», - говорит собеседник «МК».
Существуют ли средства, которыми можно заклеить микротрещину?
«Конечно, такие средства есть, но мы сейчас не ставим перед собой задачу заклеить щель намертво, - говорит эксперт. – Дело в том, что при ширине в полтора микрона она уже вытянулась примерно до 4 см. Падение давления говорит о том, что ее размер, скорей всего самопроизвольно увеличивается, как это происходит с трещиной на стекле автомобиля. Сейчас специально созданная группа решает, какую избрать методику для ее надежной ликвидации. А для этого надо сначала понять, где находится концентратор напряжения». На станции имеется несколько приборов, включая дефектоскоп. Но если этого окажется недостаточно, на грузовом корабле «Прогресс», который по планам, стартует к МКС в декабре, на орбиту доставят другие средства для изучения и ремонта места повреждения обшивки».
Будут ли эвакуировать космонавтов, если давление на МКС упадет до критического?
По словам специалистов, космонавтам ничего не угрожает. «Мы абсолютно уверены в том, что никакой эвакуации не понадобится, - говорит источник в отрасли. – Когда говорят о снижении давления, имеют в виду давление только в изолированном пока отсеке ПРК объемом 3,5 кубических метра из общих 916 м3 жилых отсеков МКС». Впрочем, российские специалисты уже сталкивались с ситуацией, когда давление падало до почти критической отметки на станции «Мир». Тогда это происходило из-за щели, образовавшейся между шлюзовым отсеком и крышкой люка. Специалисты на Земле приняли решение, что космонавты будут эвакуированы со станции при падении давления ниже 420 мм ртутного столба, что соответствовало бы земной высоте в 5,5 тысячи метров, на которой еще нормально себя чувствуют альпинисты.
Что будет с переходным отсеком «Звезды», если космонавты не залатают щель?
«Мы его просто будем закрывать и все, - говорит эксперт. - При этом он по-прежнему будет использоваться для стыковки грузовых и пилотируемых кораблей в обычном режиме. Ни одна из функций этого отсека не пострадает, включая перекачку топлива». По словам специалиста, выполняя работу по поиску и ремонту щели в корабле, космонавты получают хороший опыт на будущее.
Между тем, на 22 октября запланирована посадка спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-16». На Землю после долгой борьбы с утечкой воздуха вернется международный экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Анатолия Иванишина, Ивана Вагнера и астронавта NASA Кристофер Кэссиди. Кстати, помимо работы по ликвидации ЧП, они успели выполнить все поставленные перед ними задачи. На станции останутся россияне Сергей Рыжиков, Сергей Кудь-Сверчков, а также астронавт NASA Кэтлин Рубинс.