Таким образом можно избавить пожилых, лежачих больных от надвигающейся деменции, - решили в Калифорнийском университете в Сан-Франциско (UCSF). Руководитель работы Саул Вилледа работал сначала с кровью молодых мышей, которую переливали старым. В процессе исследования этой крови, поиска частиц, которые, собственно, и переносят энергию, он со своими соратниками обнаружил, что таким веществом является фермент Gpld1, который вырабатывается в печени мыши.
Новый эксперимент провели на мышах пожилого и среднего возраста. Одну группу заставили бегать в колесе для упражнений в течение шести недель, а затем переливали их плазму мышам, которые сидели без движений. После 8 переливаний в течение трех недель мыши с гиподинамией стали гораздо лучше справляться с тестами на обучение и память (например, навигация по лабиринту), чем те, кто не получал донорской плазмы. Их способности были сопоставимы со способностями «бегунов».
Команда Вилледа сообщила также, что у грызунов, получавших кровь от активных мышей, появилось примерно в два раза больше новых нейронов в гиппокампе - области мозга, участвующей в обучении и памяти. Это изменение сопоставимо с тем, что наблюдается у грызунов, которые непосредственно тренируются.
«Это очень заманчиво, - говорит молекулярный биолог Принстонского университета Колин Мерфи, изучающая старение червей. - Мы всегда хотим, чтобы люди больше тренировались, но не все могут это делать. Было бы здорово дать людям это в форме таблеток».
Оказалось, что феномен переноса способностей одних существ в мозг менее успешных ученые заметили более 30 лет назад. Как в США, так и в СССР проводили подобные эксперименты по улучшению памяти улиток и моллюсков.
Как ранее рассказывал корреспонденту «МК» один из участников тех работ - научный руководитель Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, наши ученые пришли тогда к выводу, что переносчиками информации нейронам являются не белки крови, а донорские микромолекулы РНК. От их работы зависит так называемая эпигенетическая регуляция, которая и определяет, будет ли у животного или у человека экспрессироваться (проявлять активность) тот или иной ген. Память, как выяснилось, тоже работает с участием эпигенетической регуляции.
Балабан привел пример, как совсем недавно в Лос-Анджелесе его коллеги «обучили» не обученных животных путем переливания им гемолимфы от обученных. Предварительно из переливаемой жидкости исследователи убрали все белки, оставив только молекулы РНК.