По словам главного врача ГКБ имени Д.Д. Плетнева Ирины Назаровой, эта разработка – полностью отечественное ноу-хау, ничего подобного в мире нет. На сегодняшний день в клинике пролечено более 2000 больных. Термогелиокс был успешно применен в реанимации у больных с острым респираторным дистресс-синдромом и кардиогенным отеком легких. Его использование в сочетании с неинвазивной вентиляцией легких позволяет избежать проведения искусственной вентиляции лёгких, а значит и связанных с этим осложнений. Кроме того, накоплен большой опыт использования термогелиокса в акушерской практике у беременных с бронхолегочной патологией и фетоплацентарной недостаточностью.
– Наша система представляет собой два баллона, в одном из которых находится кислород, в другом гелий, – рассказывает президент Российского респираторного общества, академик РАН Александр Чучалин. – Эти два газа смешиваются и поступают в лёгкие пациента. Инженерная группа разработала так называемый термический гелий, разогретый до высоких температур, порядка 70 градусов С. Однако гелий – очень легкий, не обладающий вязкостью газ. Поэтому для дыхания пациентов мы используем его микстер с кислородом, необходимым организму. Вдыхание такой смеси совершенно безопасно, а в ряде случаев высоко эффективно.
По словам научного руководителя Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля, члена-корреспондента РАН Сергея Варфоломеева, принимавшего участие в разработке, столь высокая температура вдыхаемой субстанции не приносит вреда организму человека в связи с особыми свойствами гелия. Он имеет высокую теплопроводность (то есть может быстро проводить тепло), но низкую теплоёмкость (то есть, это тепло не сохраняет). Поэтому, попадая в дыхательные пути, он не вызывает ожога, что неизбежно случится, если дышать чистым разогретым воздухом.
– Особенность термического гелиокса состоит в том, что он позволяет расправлять легкие, которые в обычной жизни мы используем не в полном объеме, – говорит Сергей Варфоломеев. – Вдыхание этой субстанции позволяет включить весь объем легких, расширяет микрокапилляры в тканях и органах и, что сейчас особенно актуально, разрушает частицы, составляющие основу болезнетворных бактерий и вирусов. Вирус разрушится, если температуру вдыхаемого газа поднять до высоких температур.
По словам Сергея Варфоломеева, только что была закончена работа над математической моделью, которая показала, что в течение нескольких минут при температуре в 70 градусов концентрация вирусов падает в 15-20 раз.
До последнего времени клинического опыта применения этой разработки на пациентах с острыми респираторными инфекциями не было, однако совсем недавно её новая модификация была опробована на людях с тяжелым течением гриппа. Результаты более чем обнадеживающие. По словам разработчиков, есть все основания полагать, что метод будет работать и на больных с осложненными формами COVID-19. По мнению Сергея Варфоломеева, необходимо провести соответствующие испытания и при положительном результате начинать внедрять во всех клиниках и медицинских центрах, где находятся такие пациенты. При этом автор разработки Александр Панин предостерегает: речь идет о научной разработке, которая должна быть испытана согласно имеющимся протоколам, с учетом клинических рекомендаций. Любые эксперименты в домашних условиях противопоказаны.
Читайте также: "США допустили жестокую ошибку с коронавирусом"