Как известно, геном коронавируса SARS-CoV-2 был расшифрован почти через неделю об объявлении эпидемии COVID-19 в Китае. Ученые из Поднебесной сразу выложили последовательность нуклеотидов нового вируса в международную базу данных, используемую Всемирной организацией здравоохранения, но самим живым вирусом делиться не спешили. Между тем, как объясняли российские вирусологи, без живого образца вируса испытание создаваемых вакцин и противовирусных препаратов затруднительно.
В начале марта глава Роспотребнадзора Анна Попова объявила о том, что в Россию поступил вирус, но все-таки не из Китая. Как удалось узнать «МК», наше ведомство купило его в Германии. То есть, это был живой вирус, с которым можно было начинать серьезно работать.
Однако, выделение своего, российского вируса по-прежнему оставалось важной задачей для вирусологов.
Как пояснил на официальной странице института и.о. директора НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева доктор медицинских наук Дмитрий Лиознов, «оперативный генетический анализ вирусов SARS-CoV-2 исключительно важен для понимания эволюции нового коронавируса и динамики его распространения».
– Мы все были заинтересованы в выделении нашего национальной разновидности вируса, - говорит доктор биологических наук, профессор кафедры "Вирусология" МГУ им. Ломоносова Алексей Аграновский. - Несмотря на то, что последовательность генома была расшифрована ранее, вирус за два месяца мог поменяться, а при переходе из одной страны в другую — приобрести национальные отличительные черты. Поэтому работа специалистов НИИ гриппа очень важна с точки зрения изучения изменчивости вируса. Эти знания не повлияют на схему лечения, как правило она остается прежней при различных вариантах вируса, но вот про его патогенность, чем она отличается, к примеру, в Китае, в Германии и у нас, в России, новые расшифрованные данные могут сказать многое. Также можно определить по нему и пути распространения болезни по миру. Безусловно, это приблизит нас к созданию эффективных отечественных препаратов и вакцин против SARS-CoV-2.
Кстати, наши данные также переданы в международный банк данных.