Напомним, что на прошлой неделе с директора ФИАНа взяли подписку о невыезде, как с возможно причастного к уголовному делу о контрабанде наукоемкой продукции арендаторов института.
Речь идет о небольшой фирме ООО «Триоптикс», арендующей помещение в Троицком технопарке ФИАНа для производства оптических окон для метеорологических станций. Несколько окон четыре года назад фирма продала в Германию, еще два были недавно задержаны на границе. Несмотря на то, что директор в принципе не может нести ответственности за своих арендаторов, академиков возмутил сам подход к экспертизе их продукции, вокруг которой разгорелся сыр-бор.
– Интересно, как происходила экспертиза этих окон, - заявил выступивший на президиуме академик РАН Геннадий Месяц. - ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) вынесла решение, что данная продукция не имеет двойного назначения, это же подтвердил и военный институт в Санкт-Петербурге, а некий представитель Красногорского завода им. Зверева (он принадлежит концерну Швабе – прим. авт.), имя которого нам даже не озвучили, в качестве эксперта вынес вердикт о том, что налицо контрабанда запрещенного товара.
В связи с этим Геннадий Месяц напомнил присутствующим, что при РАН существует авторитетнейшая Комиссия по экспортному контролю, которая могла бы в данном случае лучше разобраться в сложившейся ситуации и вынести по-настоящему объективное решение.
Это будет своеобразный экзамен для РАН, который является в нашей стране высшим экспертным органом, - сказал в интервью «МК» Геннадий Андреевич.
Между тем, на этой неделе свой протест против очередного «нападения» на ученого — директора крупнейшего Физического института им. П. Н. Лебедева (ФИАН), члена-корреспондента РАН Н. Н. Колачевского выразили на днях Ученый совет ФИАНа и Клуб 1 июля.
«Совершать «наезд» на институты по сфабрикованным или малообоснованным поводам с тем же размахом и агрессией, как на серьезные уголовные группировки, недопустимо, - говорится в обращении Клуба 1 июля. - Создается впечатление, что истинной целью этих действий в отношении руководства ФИАН было не расследование возможных нарушений, а дискредитация научного института и его директора. Мы надеемся, что из возмутительного как по форме, так и по сути инцидента с Н. Н. Колачевским будут сделаны необходимые выводы, и силовые структуры будут с предельным уважением относиться к личности Н. Н. Колачевского, к репутации возглавляемого им института и к Российской академии наук в целом».
В вот что написали в своем обращении ученые ФИАНа: «…Создается впечатление, что правоохранительные органы просто не отдают себе отчет о последствиях своих действий, в результате которых Институту нанесен колоссальный репутационный ущерб, а сами правоохранительные органы дискредитированы в глазах научной общественности. Невозможно представить, что такое могло бы произойти в какой-либо цивилизованной стране, в которой правоохранительные органы занимаются настоящими, а не выдуманными проблемами. В этой связи выражаем свою солидарность и поддержку директору ФИАН члену-корреспонденту Российской академии наук Николаю Николаевичу Колачевскому и глубокую обеспокоенность последними событиями».