Как ранее сообщал «МК», ученые до сих пор не получили полмиллиарда бюджетных рублей, которые должны были им выплатить за первый этап работы. Между тем свои средства у ученых уже подходят у концу. Этот тревожный момент усугубил Указ президента от 25 июля этого года №356, в котором говорится о возложении функций головной научной организации проекта на... Курчатовский институт. В добавок к неожиданному отстранению от руководства проектом президент Курчатовского института Михаил Ковальчук выступил с предложением сделать рывок и в отведенные сроки создать синхротрон с энергией 6 гигаэлектронвольт (ГЭВ) вместо 3 ГЭВ.
«Это было бы не плохо, - поделились с «МК» физики ведущего в нашей стране института по созданию ускорительной техники, - только как бы за «сменой лошадей на переправе» и прежде намеченной цели мы вовсе не оказались у разбитого корыта».
– Когда готовился нацпроект «Наука», его разработчиками особое внимание было уделено созданию в России синхротрона нового поколения, какие есть уже во всех ведущих странах мира, - комментирует события последних дней Александр Сергеев. - Было принято решение создать даже не один, а сразу три синхротрона: в Протвино, Новосибирске и на острове Русский. Теперь в Новосибирске выражают обеспокоенность тем, что их проект «СКИФ» может быть не реализован к 2024 году, потому что есть предложения о перетасовке крупнейших проектов уровня мегасайнс. В Новосибирске хотят построить синхротрон, какой планировалось создать в Протвино. Это потребует много места, дополнительных средств. Вот новосибирцы и говорят: за пять оставшихся лет мы не успеем этого сделать.
Президент РАН отметил, что на этапе объявления о создании сразу трех синхротронов ряд ученых, академиков высказывались против «программы всеобщей синхротронизации» в стране. Давайте сделаем один, но хороший, гарантированно обеспечив работой ученых и заказами - отечественную промышленность. О необходимости подстегивания промышленности напоминал в мае этого года в Кремле и президент страны.
– Я был одним из тех, кто выражал сомнения в необходимости строительства сразу трех синхротронов, - вступил в разговор академик Алексей Хохлов. - Надо сделать хотя бы один, но чтобы он работал и обеспечивал все потребности ученых. Занимаясь физикой полимеров, мы используем в нашей работе синхротронное излучение, и для этого вынуждены ездить в Гренобль... Есть хороший Институт ядерной физики им. Будкера СО РАН, специалисты которого обладают уникальными компетенциями в приборостроении, и эти компетенции надо поддерживать. Наше принципиальное решение заключается в том, чтобы именно они выполняли намеченную работу по проекту.
– Российская академия наук планирует в ближайшее время обобщить мнения всех участников проекта и на основе этого сформулировать наше мнение по вопросам согласования или не согласования следующих шагов, - завершил тему президент РАН.