Миллениалы, которые не знают, уходит электричество из розетки или нет, если выключить свет, крайне обрадовались, когда недавно Илон Маск вывел на орбиту первые 60 спутников для интернет-сети Starlink. Основной посыл — началось! Скоро у нас везде будет бесплатный спутниковый Интернет, до которого не дотянутся руки Роскомнадзора. Будем смотреть и читать, что захотим, свободно и бесконтрольно общаться. Жаль разрушать мечту.
Мечта-то действительно красивая. Идешь такой со своим смартфоном по городу, или по тундре, или по пустыне. Тык пальцем в экран — и ты уже вышел в интернет. Ведь над головой висит целая сеть спутников, созданная Маском.
Как это теоретически работает? Именно сеть спутников нужна для того, чтобы обеспечить бесперебойную связь. Спутники будут двигаться относительно земли, поскольку находятся на низких орбитах (геостационарная орбита — это более 35 тысяч километров над уровнем моря, далековато для дешевой связи), а значит, пролетать над абонентом. Так вот, чтобы связь не терялась, они будут «общаться» между собой и «передавать» абонента друг другу. А кроме того, они будут связываться и с наземной точкой входа собственно в интернет.
Starlink Илона Маска, если у него все получится, будет состоять из 4425 спутников на низкой околоземной орбите (есть и дальнейшие планы с общим количеством спутников в 12 тысяч). По мере выхода из строя (срок службы каждого аппарата определен примерно в 5 лет) их будут менять.
Казалось бы, прекрасно. Тем более, в прессе замелькали заголовки «Проект Илона Маска: интернет по всему миру бесплатно», «Илон Маск вывел в космос спутники для раздачи глобального интернета» и так далее. Но. Это только заголовки и прекрасная работа Илона Маска как пиарщика своих проектов. На деле — не бесплатно, не для всех, не везде.
Вот, что сказал «МК» интернет-эксперт Центра цифровых прав Саркис Дарбинян:
- Надо понимать, что это не является решением, которое обеспечит свободный доступ в интернет всем на Земле. Имеющиеся сейчас устройства не позволяют получить сигнал со спутника. Не так его просто получить. Кроме того, основная проблема возникает всегда с тем, что интернет-трафик до спутника должен быть доставлен. Устройства пользователя должны быть оборудованы ресивером, который может принимать сигнал.
Проще говоря, тыкнуть, как описано выше, в экран смартфона и связаться со спутником без дополнительного оборудования не получится. Что же это за оборудование?
Ресивер будет преобразовывать сигнал со спутника в сигнал, воспринимаемый смартфоном — это разные частоты. Причем для его работы понадобится специальная антенна с фазированной решеткой. Антенна будет размером с коробку для пиццы и ее нельзя будет поставить просто в квартире, придется вывешивать за окно. Она должна быть направлена в небо таким образом, чтобы ничто не мешало — практически, как «тарелка» для спутникового телевидения. Ее можно будет ставить и на крышу автомобиля — движение абонента в данном случае не помеха. Но уже в тоннеле или гараже связь пропадет.
Причем ни о какой бесплатности речи не идет. По предварительным прикидкам, антенна будет стоить 100-300 долларов. Кроме того, предусмотрена и абонентская плата — в районе 50 долларов в месяц (три с небольшим тысячи рублей). Это при том, что скорость передачи информации возможно будет увеличена на 40% по сравнению с оптоволокном. Кстати, в России средняя цена пользования интернетом — 9,8 доллара в месяц (чуть более 600 рублей).
Естественно, как говорит Дарбинян, правительство, при необходимости, будет контролировать импорт устройств на уровне таможни, не сертифицировать эти устройства:
- Я скептически смотрю на то, что в ближайшее время подобного рода устройства будут широко представлены на российском рынке. Конечно, можно представить, что какие-то умельцы сами начнут собирать ресиверы. Но это единицы.
Но, предположим, вам удалось протащить через границу антенну от Маска, и вывесить ее за окно. Нормального интернета у вас все равно не будет. И вот почему.
- Чтобы это работало, это должно быть «глобали», - говорит Дарбинян. - Станции, обеспечивающие сопряжение трафика со спутников с наземным интернетом должны стоять по всему земному шару. Эти станции должны грузить информацию в космос, а потом обратно. Компания Google, например, тратит огромные деньги, чтобы кэшируюшие сервера стояли во всех уголках земли — это нужно для того, чтобы скорость доступа к информации была минимальной. Доли секунды сейчас решают вопрос — будет ли этот интернет пользоваться спросом, будут ли его покупать.
Очевидно, что Starlink придется договариваться о размещении станций с национальными правительствами. Например, с правительствами России, Китая, европейских стран (а значит бесконтрольного обмена трафиком уже не будет). К тому же, Европа запускает свой проект OneWeb. Китай запускает свой проект спутникового интернета. И Россия планирует запустить свою «Сферу». Потому что все понимают: тот, кто контролирует информацию — контролирует мир.
Положим, прогресс не стоит на месте, и через какое время технологии дойдут до того, что смартфон сможет связываться со спутником напрямую, а наземных станций будет нужно не так много. И все они расположатся в самой демократической стране мира.
Но и здесь начинается скучная физика. Мир так устроен, что любому оператору связи абсолютно в любой стране необходимо получать разрешение на использование определенных радиочастот. И всегда начинаются бодания по поводу их выделения. Поскольку на определенных частотах работают военные, службы безопасности государства, правительственная связь, обычная связь, телевидение. И согласования необходимы, чтобы не порушить всю эту структуру. Уже сейчас высказываются опасения, что из-за спутников Starlink могут начаться помехи в работе оборудования во многих странах. За исключением США. Там компания получила разрешение на использование частот.
Понятно, что сбивать спутники, если они начнут работать без разрешения, никто не будет. Но глушить сигнал — запросто. Особенно в нашей стране — у нас и советский опыт есть по глушению «вражеских голосов», и вообще Россия признанный мировой лидер в области разработок средств радиоэлектронной борьбы.
Хотя и насчет сбивать — тоже вопрос. Причем глобального характера. Ведь, помимо 12 тысяч спутников Маска, в космосе в ближайшее время могут появиться и другие частные аппараты — около 5 тысяч спутников Samsung, почти 3 тысячи Boeing, столько же Blue Origin. Важно, что все они — частные. А значит, формально не попадают под международные договоренности об освоении космического пространства. Мешать космическим державам они будут однозначно. И либо появятся какие-то новые международные правила, либо в космосе начнется большая свалка.
Так что доступный, быстрый и открытый интернет — это, в первую очередь, не спутниковая сеть над головой, а договоренности стран.