Поводом для нашего разговора стал вторничный выпад Дмитрия Рогозина в Твиттере: «Работа была организована не должным образом. Впрочем, как и многие другие проекты РКК «Энергия». В результате нерадивых товарищей пришлось уволить. Сейчас работа налажена. Надеюсь, в 2022 году выйдем на летные испытания».
Сказать, что это выходит за все возможные рамки, — мало. Все, кто знал лично и Серова, и Брюханова, и других «уволенных», 2 апреля долго пребывали в ступоре после прочитанного. «Это кто нерадивые? Брюханов? Радугин? Серов?!! — возмущались коллеги в соцсетях. — Да это, пожалуй, наоборот, самые эффективные и мотивированные сотрудники!».
— Так кого имел в виду Дмитрий Рогозин, говоря про «уволенных нерадивых товарищей»? — задаю я вопрос Марку Серову.
— Понятия не имею. Все, кто с конца прошлого года перешел в S7 Space, решение об уходе из РКК принимали самостоятельно. Причем нельзя сказать, что мы просто встали и ушли. Мы долго размышляли, общались с руководством, объясняя ему, почему приняли такое решение. И ушли в итоге, не рассорившись с головной фирмой. Наоборот, мы остались в очень хороших отношениях, договорившись о взаимодействии.
— В чем же тогда была причина ухода?
— В расхождении наших ожиданий и реальной ситуации. В «Космических транспортных системах» нам предложили реализовать задумки и технические решения, которые реализовать в рамках ГК «Роскосмос» оказалось невозможным. Да и масштабы и планы на новом месте совсем другие.
— Серьезнее, чем в «Роскосмосе»?
— Они другие, но нацелены на реализацию общих целей более эффективными способами достижения результата. В том числе отраженных в основах государственной политики в области освоения космоса.
К тому же в «Роскосмосе» нам все время приходилось доказывать необходимость нашего существования. Проблема связана с космонавтами-испытателями фирмы. Когда создали единый отряд космонавтов на базе ЦПК (Центра подготовки космонавтов. — Прим. авт.), тех, кто прежде входил в отряд РКК «Энергия», забрали туда. У нас из относительно молодых испытателей я остался практически в единственном лице, и еще ветераны. Этого явно не хватало для качественной работы. Мы ходили и доказывали везде, где только было возможно, что работа по ПТК «Федерация», особенно по подготовке экипажа, требует более серьезного подхода. Формировать экипаж для нового корабля надо уже сейчас, чтобы он рос вместе с кораблем. Увы, нас не услышали. В таком случае мы дальше не видели смысла оставаться в РКК. В новой компании у меня другая должность, я выполняю роль директора одной из программ, и здесь не только прислушиваются к моему мнению, я здесь самостоятельно принимаю решения вместе с моим непосредственным начальником Николаем Альбертовичем (Брюхановым. — Авт.).
О том, над чем конкретно сейчас работает, Серов не рассказал, «пока не уполномочен говорить об этом», но обещал держать в курсе развития событий. Он еще раз просил подчеркнуть, что «Энергию» покинули самые активные конструкторы, проектанты и сотрудники испытательного отдела. «Это как раз те, кому еще не все равно», — сказал на прощание Марк Серов.