Специалистам уже довольно давно известно, что дофамин представляет собой один из основных «гормонов удовольствия» – он служит важной частью так называемой системы подкрепления, вырабатываясь в больших количествах в ответ на положительный, по субъективному ощущению человека, опыт. Однако этот гормон не только дарит чувство удовлетворения и, наряду с окситоцином, участвует в формировании привязанности, но и играет немаловажную роль в обеспечении мышления как такового. Активация дофаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой. Недостаточность дофаминергической передачи чревата замедлением мышления и такими симптомами, как зацикливание на одной мысли или эмоции.
К участию в исследовании биологи пригласили 27 человек. Одним из добровольцев предложили препарат, повышающий производство дофамина в организме, другим – средство, которое его производство временно подавляет, а третьим – «пустышку». В ходе трёх экспериментов учёные наблюдали за тем, как мозг участников реагирует на музыку под воздействием каждого из этих препаратов. Как выяснилось, участники из первой группы действительно получали от музыки больше наслаждения, а второй – меньше.
По мнению учёных, подобные результаты не обязательно говорят не о том, что высокие дозы дофамина помогают человеку получать дополнительное удовольствие от прослушивания музыкальных композиций, пения или музицирования. Однако, по словам специалистов, на основании полученных данных можно утверждать, что любимая музыка способствует выработке этого нейромедиатора, столь важного для когнитивной деятельности человека. Биологи предполагают, что именно в этом может состоять польза музыки, предназначение которой с точки зрения эволюции до сих пор во многом остаётся загадкой.
Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
К слову, стоит отметить, что влияние «эффекта плацебо» на многие мыслительные процессы не следует недооценивать. Довольно яркой иллюстрацией этому стала опубликованная в позапрошлом году работа израильских специалистов из Института Вейцмана. Они продемонстрировали, что самовнушение может влиять даже на такую «неуловимую» характеристику человека, как креативность. В ходе эксперимента добровольцам давали понюхать жидкость с запахом корицы, и те, кому сказали, что этот запах благотворно влияет на творческое мышление, впоследствии действительно справлялись с творческими заданиями лучше. Впоследствии похожие результаты были получены в эксперименте, во время которого запах кофе помогал добровольцам эффективнее решать алгебраические задачи.
Читайте материал «Немецкий учёный рассказала, чем соцсети угрожают психике»