Учёные пригласили к участию в исследовании 96 человек, каждого из которых спросили, насколько высоко он оценивает субъективный уровень собственного счастья. Одновременно с этим одним участникам предложили на протяжении пяти дней ежедневно покупать что-нибудь для себя, а другим — дарить ту же сумму денег. Хотя первоначально участники чувствовали себя счастливыми примерно в равной степени, через пять дней «эгоисты» значительно чаще признавались, что за время эксперимента их настроение ухудшилось, чем «альтруисты».
К схожим результатам психологи пришли и в ходе второго эксперимента, в котором приняли участие более 500 человек. Каждому из добровольцев предлагалось отгадать несколько головоломок и получить небольшую денежную сумму в качестве вознаграждения. После этого желающие могли пожертвовать выигрыш на благотворительность. Как оказалось, те, кто так и поступил, впоследствии дольше испытывали радость от победы, чем те, кто оставил деньги себе.
Специалисты отмечают, что стремление человека к некоему «стабильному» уровню представляет собой довольно давно изученный феномен, известный как гедонистическая адаптация. В частности, этот механизм заставляет положительные впечатления «сглаживаться» со временем. Тем не менее, полученные результаты показывают, что радость от альтруистических поступков оказывается в меньшей степени подвержена гедонистической адаптации, чем удовольствие от покупок для себя.
Исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.
Читайте материал «Торты объявлены причиной депрессии»