Интересно, что местные экологи в первые дни после аварии в степи, неподалеку от местного села, только предполагали, что был разлит гептил. Людей, которые уже не первый раз сталкиваются с падением ракеты и взрывом топлива (с ним они связывают массовые случаи гибели сайгаков и домашнего скота), на этот раз напугал сильный пожар. Началась паника, которую подогревали выводы местных специалистов. Например, президент Международной академии экологии Мусагали Дуамбеков, комментируя ситуацию казахскому интернет-изданию КТК, ссылался на сильный ветер, который мог разнести остатки металла и топлива по округе. Он же предложил создать международную независимую комиссию, которая должна дать объективную оценку произошедшему.
Однако заместитель министра оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин соотечественников успокоил: мол, опасный гептил в ракетах-носителях «Союз» не используется, а пролившиеся в степи около 22 тонн керосина из «Союза-ФГ» (это примерно 10 % от всего топлива, что было в баках ракеты и корабля – прим. авт.) опасности ни для населения, ни для животных не представляют. Но подсчитать возможный ущерб, тем не менее, он пообещал, если тот будет.
И вот после всего этого всплывает информация, что помимо керосина возле Джезказгана разлился еще и гептил, о котором поначалу, как будто забыли. Чем чреват такой разлив, мы попросили прокомментировать научного руководителя Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА.
Паника со стороны местных жителей после аварии — традиционна, - говорит Иван Михайлович. - Случаи разлива гептила бывали часто, но ущерба экологии Казахстана за всю историю пусков никто реально не зафиксировал. Хотя компенсацию российская сторона выплачивала.
- На чем же основывалась плата?
- На обычном торге. Казахи старались выставить как можно больший счет - наши цену сбивали до приемлемой. То, что произошло 11 октября, скорей всего, вообще не приведет к выплате какой бы то ни было компенсации, поскольку количество гептила, пролившееся из упавших баков корабля — сравнительно ничтожно.
- Почему топливо из корабля «Союз-МС-10» оказалось на земле, а не рассеялось в воздухе?
- Все зависит от набранной скорости, с которой корабль и ракета летят к земле. 11 октября это происходило не так быстро, как это бывает при падении с больших высот, а потому все, что летело вниз (это вторая ступень ракеты-носителя и отсоединившийся от спускаемого аппарата двигательный отсек пилотируемого корабля) долетело до земли с полными баками, приземлилось локально и топливо вылилось при соударении с землей. Это позволило специальным службам (как правило этим занимаются экологическая службы ЦЭНКИ- прим. авт.) оперативно собрать и нейтрализовать все остатки разлившегося топлива. Так что, как бы ни хотелось местным жителям насчитать большой экологический ущерб, его, скорей всего, не будет. По этому поводу мне вспоминается случай, когда одна из ступеней ракеты-носителя «Протон» (летает на гептиле) упала в казахское озеро. Как только не изучали его после этого экологи, чтобы найти хоть одну мертвую рыбку! Но, увы, ни одной так и не всплыло.