МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Расследование диверсии на корабле «Союз» будут вести из космоса

Это поможет во многом прояснить ситуацию

Продолжается поиск виновных в проделывании отверстия в корабле «Союз МС-09», пристыкованном к Международной космической станции. На днях завершила работу внутренняя комиссия РКК «Энергия», где собираются корабли этой серии, и приступила к работе межведомственная группа экспертов с привлечением специалистов из следственных органов. Во вторник, подводя итоги первой части расследования причин ЧП, специалисты корпорации поделились своими мыслями и планами по поводу дальнейшего хода расследования.

Где было проделано отверстие - на Земле или в космосе? Пока специалисты не могут ответить на этот вопрос. Одно ясно - внутренняя Комиссия Ракетно-космической корпорации «Энергия» не нашла системных проблем в технологии изготовления корабля. Теперь три основные версии — повреждения корпуса «Союза» в сборочных цехах, на Байконуре и в космосе будут отрабатываться досконально специалистами с привлечением следственных органов, используя данные американских коллег.

Первой на очереди - проверка версии земного происхождения дыры. Предположим, что некто еще на этапе сборки корабля, до установки на него противометеоритного щита, мог просверлить дыру и замазать временно клеем, чтобы отверстие обнаружило себя не сразу, а с течением времени, по мере усыхания замазки. Об этом могли бы свидетельствовать остатки клея на внешней стороне бытового отсека, под метеоритной защитой. Но проверить это можно будет только 15 ноября, когда космонавты Алексей Овчинин (он должен прилететь на станцию 11 октября) выйдет с Сергеем Прокопьевым в открытый космос. Сейчас на Земле отрабатывается технология внекорабельной деятельности. По словам космонавта Сергея Крикалева, на изучение возможных повреждений снаружи у космонавтов может уйти до двух часов, то есть, треть времени, отведенного на всю работу в открытом космосе.

Им предстоит перейти к кораблю, что сделать не так просто из-за отсутствия на нем специальных поручней (для этого космонавты используют специальную «стрелу»), отогнуть теплозащитный слой, затем ножницами вырезать в неплотно прилегающей к корпусу противометеоритной защите квадратный кусок алюминия, чтобы добраться до зазора шириной 1,5 сантиметра.

По словам председателя комиссии Роскосмоса, исполняющего обязанности первого заместителя генерального директора госкорпорации Николая Севастьянова, если там обнаружат следы клея, «это сильно прояснит ситуацию», - будет понятно, что отверстие просверлено на Земле (хотя в это сейчас верится с трудом). Если же сверлили изнутри, вскрытие куска противометеоритной защиты обнажит сквозные следы сверления корпуса корабля — так называемые «заусенцы» металла, точащие наружу.

После версии вредительства на предприятии, будут проверены другие, ранее упомянутые варианты. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уже договорился о совместных мероприятиях по расследованию инцидента на орбите со своим американским коллегой — главой NASA Джимом Брайденстайном.

- Главное, что опасности для космонавтов уже нет, - комментирует ситуацию Николай Севастьянов. - Мы должны работать спокойно, методично, тем более, что опыт ликвидации ЧП на борту МКС у нас уже имеется. Вспомните, в 2007 году станция чуть не погибла, когда американцы развернули гигантские солнечные батареи, а после этого вышли из строя компьютеры на российском сегменте и перестал производиться кислород. Американцы тогда приняли было решение о прекращении работы станции. Мы же уговорили их дать нам три дня на устранение последствий аварии, и справились. Нештатки периодически происходят (на МКС), но мы спокойно разбираемся с ними. Сейчас ситуация на станции принципиально другая: наши космонавты все загерметизировали, им ничего не угрожает. Теперь нам надо разобраться, как могла появиться течь.

Читайте материал: "В РКК "Энергия" нашли нерадивых сотрудников после ЧП на "Союзе"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах