Трихлорфторметан, или ХФУ-11, способствует разрушению озонового слоя, защищающего Землю и её обитателей от опасного ультрафиолета. Помимо этого, этот газ является парниковым, то есть ускоряет глобальное потепление.
Использование трихлорфторметана было запрещено Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, который вступил в силу 1 января 1989 года. С тех пор данное соглашение ратифицировали без малого две сотни государств-членов ООН. Предполагается, что в случае соблюдения Монреальского протокола каждой из этих стран озоновый слой полностью восстановится уже к середине XXI века. Долгое время данная договорённость считалась одним из наиболее успешных «экологических» соглашений в истории, однако новые данные заставляют предположить, что в действительности это не так.
В прошлом месяце специалисты зафиксировали стремительное увеличение концентрации запрещённого вещества в атмосфере. Тогда авторы научной работы, опубликованной в престижном научном журнале Nature, пришли к выводу, что в период с 2014 по 2016 годы выбросы ХФУ-11 выросли на четверть по сравнению с предыдущим десятилетием, а концентрация этого вещества в атмосфере пусть и продолжает снижаться, но вдвое меньшими темпами, чем ранее. Учёные предположили, что вещество попадает в атмосферу на территории Азии, однако специалистам потребовалось некоторое время понадобилось для того, чтобы точнее определить источник и причину загрязнения.
Исследователи довольно быстро отбросили версию, что трихлорфторметан мог попасть в воздух при уничтожении старых холодильников, в которых он мог сохраниться, и пришли к выводу, что источником разрушающего озоновый слой вещества являются небольшие, но многочисленные заводы, расположенные на территории Китая. Как утверждают специалисты, борьба с выбросами трихлорфторметана затрудняется тем, что зачастую он производится нигде не зарегистрированными заводами, не имеющими даже названия. При этом некоторые представители таких заводов, на которые ссылаются nytimes.com, утверждают, что используют Трихлорфторметан в качестве пенообразователя, поскольку финансово не могут себе позволить более дорогую и «легальную» альтернативу.