Мнение о ЕГЭ было высказано в связи с необходимостью общего изменения траектории движения страны к росту экономики. А для этого, по мнению президента РАН, надо уделить особое внимание школьникам, студентам и ученым как основным двигателям научно-технического прогресса в стране сегодня и в ближайшие десятилетия.
Первым делом президент РАН призвал отменить Единый госэкзамен, который, по его мнению, а также по мнению некоторых других ученых и представителей вузов, не является лучшей формой проверки знаний учащихся.
— Если мы выходим на траекторию роста, то первое условие для подъема экономики — это поддержание природной креативности нашей молодежи. Она проявляется уже в школе, и, используя Единый госэкзамен для проверки знаний, мы делаем противоположное, — пояснил Сергеев «МК».
По мнению президента РАН, система государственной аккредитации школьников должна измениться.
— Это нужно обсуждать, чтобы прийти к такой форме, при которой природный потенциал ребенка раскрывался бы максимально полно, — сказал Александр Михайлович. — Я вспоминаю свои экзамены. Это всегда был нормальный разговор учителя с учеником, не только по конкретным номерам из билета. Учитель пытался проверить, понимает ли школьник предмет, просил высказываться о возникающих ассоциациях, предлагать разные варианты решения той или иной задачи. И по результатам этого ставились оценки. А сейчас у учеников на ЕГЭ существует негласное правило: если не знаешь, где поставить галочку, ставь на самое парадоксальное — и попадешь в точку…
Далее Сергеев призвал сделать карьеру ученого в стране максимально привлекательной.
— Для этого нужно раскрепостить ученого. Вопрос введения нормо-часов для разных научных должностей (объем работ, выполняемых сотрудником в течение одного часа. — Авт.), которые вводятся в научных институтах, неприемлем. По-моему, нужно отменить однозначную связь продуктивности ученого с наукометрией. Мы должны обращать внимание на проблему утечки интеллекта из страны.
МЕЖДУ ТЕМ
В Минобрнауки ответили на призыв главы РАН отменить ЕГЭ. Система ЕГЭ укрепляет развитие единого образовательного пространства и дает возможность россиянам поступать в вузы на равных условиях вне зависимости от места проживания, обеспечивая прозрачную и объективную систему итоговой аттестации учащихся, заявила РБК министр образования и науки Ольга Васильева.
Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. По данным ВЦИОМ, 80% учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся .При этом 72% преподавателей вузов, исходя из собственного опыта, отмечают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, как правило, подтверждают свой уровень знаний на вступительном экзамене или конкурсе.